Двигательная реабилитация

Основная цель ЛФК — восстановление и укрепление здоровья, улучшение двигательной активности, коррекция осанки, повышение общей физической подготовки, улучшение работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также снижение болевых ощущений и предотвращение возможных осложнений после перенесенных травм или заболеваний. 

Какие функции выполняет ЛФК?

  • Лечебная функция

ЛФК используется для лечения различных заболеваний у детей, таких как нарушения осанки, недостаток двигательной активности, сколиоз, дефицит внимания и гиперактивность, а также для реабилитации детей после травм или перенесенных заболеваний.

  • Профилактическая функция

Занятия лечебной физкультурой помогают предотвратить развитие различных проблем со здоровьем, улучшить физическую форму и поддерживать оптимальный уровень двигательной активности у детей.

  • Развивающая функция

ЛФК способствует развитию и укреплению моторики, координации движений, гибкости, силы и выносливости у детей. Это особенно важно в период их активного роста.

  • Коррекционная функция 

Лечебная физкультура помогает исправить у детей искривления позвоночника, неправильную осанку или нарушения функций опорно-двигательной системы.

  • Психологическая функция

Занятия ЛФК способствуют улучшению психологического состояния детей, укрепляют самооценку, улучшают настроение и помогают справляться со стрессом.

  • Социальная функция

Групповые занятия ЛФК способствуют социальной адаптации, развитию коммуникативных навыков и учат общаться и обмениваться опытом.

Кому нужны занятия по ЛФК?


Детям назначают занятия по лечебной физкультуре (ЛФК) в самых различных случаях — когда необходима коррекция физических особенностей ребенка, лечение заболевания или реабилитация после травмы. ЛФК подходит для детей всех возрастов, включая малышей, дошкольников и подростков.

Занятия по ЛФК назначаются детям при следующих заболеваниях:

  • Задержка физического развития

ЛФК помогает детям с недостаточным физическим развитием, задержкой моторных навыков или общей слабостью мышц улучшить физическое состояние.

  • Нарушения осанки и деформация позвоночника у детей

ЛФК — эффективный метод коррекции у детей нарушений осанки, сутулости и лечения деформаций позвоночника, таких как сколиоз или кифоз.

  • Респираторные заболевания у детей

Занятия ЛФК применяются при бронхиальной астме, хроническом бронхите и других респираторных заболеваниях для улучшения функции дыхания, укрепления мышц и повышения выносливости.

  • Ожирение или избыточный вес

ЛФК может быть частью комплексного подхода к снижению веса и улучшению общего физического состояния у детей с ожирением.

  • Плоскостопие

ЛФК способствует укреплению мышц стопы и поддержанию правильной архитектуры стопы у детей с плоскостопием.

  • Ортопедические патологии

ЛФК может использоваться в реабилитации после операций на опорно-двигательной системе, при деформациях суставов, аномалиях развития и других ортопедических проблемах.

  • Задержка речевого развития

ЛФК может быть частью комплексной программы реабилитации для детей с задержкой речевого развития, чтобы развить моторику речи и укрепить артикуляционные органы.

  • Дисплазия тазобедренных суставов

ЛФК может применяться в комплексном лечении дисплазии тазобедренных суставов у детей, направленном на укрепление мышц и суставов.

Для того, чтобы понять, нужно ли ребенку заниматься лечебной физкультурой, следует обратиться к врачу — педиатру, неврологу или реабилитологу. Он проведет осмотр ребенка, исследует анамнез, оценит его состояние здоровья и при необходимости назначит занятия по ЛФК. Часто врачи в сочетании с ЛФК рекомендуют для детей массаж, так как эта комбинация оказывает положительное влияние на здоровье детей и помогает укрепить их мышцы и опорно-двигательный аппарат.
Продолжительность занятий по ЛФК и сеансов массажа зависит от отклонения или заболевания ребенка. Врач обычно указывает конкретное количество занятий в неделю или месяц и решает, нужно ли ребенку заниматься с специалистом по ЛФК – или выполнения упражнений по ЛФК дома под присмотром родителей будет вполне достаточно.


Занятия лечебной физкультурой могут проходить в медицинских, реабилитационных или спортивных центрах, а могут и в домашних условиях с тренером или без него.

Чтобы добиться ощутимых результатов, важно, чтобы ребенок правильно выполнял все упражнения, а родителям нужно принимать участие в процессе лечения ребенка.

Какие навыки должны быть у специалиста по ЛФК?
Для проведения занятий по ЛФК детям специалист по лечебной физкультуре должен обладать определенными навыками и знаниями:

  • Знания анатомии и физиологии

Специалист должен иметь глубокое понимание анатомии и физиологии детского организма, чтобы адаптировать упражнения и программы ЛФК к физическим особенностям детей.

  • Диагностические навыки

Специалист должен уметь проводить предварительную оценку физического состояния ребенка, выявлять индивидуальные особенности и проблемы опорно-двигательной системы. 

  • Планирование и разработка программ

Специалист должен уметь разрабатывать программы занятий по ЛФК с учетом возраста, состояния здоровья и нужд конкретного ребенка. 

  • Умение объяснять

Специалист должен уметь доступно и понятно объяснять, как выполняются те или иные упражнения и для чего они нужны.

  • Коммуникационные навыки

Специалист должен уметь устанавливать доверительные отношения с детьми, чтобы мотивировать и поддерживать их в процессе тренировок.

  • Знания современных методик

Специалист по ЛФК должен быть знаком с различными методиками и подходами в лечебной физкультуре, чтобы он мог выбрать подходящие методы и техники для достижения поставленных задач при работе с каждым ребенком.

  • Мониторинг и оценка прогресса

Специалист должен уметь отслеживать прогресс ребенка в процессе занятий, чтобы в случае необходимости адаптировать программу занятий по ЛФК и внести в нее необходимые изменения.

  • Знания правил безопасности

Специалист должен знать правила безопасности во время проведения занятий ЛФК и уметь оказывать первую помощь в случае возникновения неожиданных ситуаций.

  • С каким образованием можно работать специалистом по ЛФК?

Для работы специалистом по лечебной физкультуре нужно иметь профильное образование — повышение квалификации. Всем специалистам по лечебной физкультуре необходимо уметь разбираться в формах, средствах и методиках ЛФК, а также уметь проводить обследования, выявлять нарушения осанки у дошкольников и детей младшего школьного возраста и применять современные методы массажа и лечебной гимнастики для коррекции выявленных нарушений.

Подготовил инструктор-методист по лечебной физкультуре Анохин В.А.

Различные действия с мячом тренируют и совершенствуют функции и системы организма ребенка. Развивают глазомер, координацию, ловкость, содружественность движений.


Действия с мячом развивают хват, удержание, бросок, четкость движения, контроль силы, траектория полета (зрительно — пространственная ориентировка).
Для тренировки мышечно — суставного чувства способствует использование мячей разного размера, веса, фактуры. А так же развивает движения в мелких и крупных суставов, увеличивая объем движений в них и силовую выносливость мышц верхних конечностей.

В домашних условиях можно использовать методику, которая позволяет поэтапно овладеть элементами игры в баскетбол.
На первом этапе обучения основной задачей является формирование умений обращения с мячом, ощущение мяча, правильного его захвата и удержания.

  • мяч захватывается обеими руками на уровне груди, пальцы свободно расставлены и повторяют контур мяча, кисти расположены сзади сбоку. 

На втором этапе необходимо обучить выполнению и сохранению основной стойки баскетболиста из которой можно свободно, успешно выполнять любые действия с мячом и без него.

  • ноги должны быть слегка согнуты в коленных суставах, стопы на ширине плеч, одна нога на полшага впе6ред. Вес тела необходимо распределить равномерно на обе ноги, руки согнуты в локтевых суставах и находятся около  туловища.

Изучение и отработка различных элементов баскетбола

  • бросок мяча вверх и поймать его
  • бросок мяча на пол и поймать после отскока
  • бросок мяча друг другу и поймать его можно предложить игру «кто больше?» для это необходимо сделать броски мячом,  не роняя его.
  • бросок мяча вверх или в стену, сделать хлопок ладонями и поймать его
  • бросок мяча в парах

На следующем этапе проводится изучение и отработка передачи мяча друг другу в движении и с места

  • передача мяча двумя руками от груди с заданной  траекторией полета мяча через верхнюю точку вниз к груди  напарника в положении основной стойки
  • бросок от себя, разгибая руки, активным движением кисти послать мяч вперед, одновременно разгибая ноги необходимо во время броска локти прижаты к телу, мяч не задерживать в кистях и глазами контролировать траекторию полета мяча.

В следующем этапе обучения увеличить темп выполнения движений с мячом.

На последнем этапе проводить обучение 

  • бросок мяча в корзину из основной стойки
  • бросок мяча в корзину в  разных исходных положений
  • бросок мяча в корзину при движении

Подготовила инструктор-методист Абрамова Ю.А.

Положение «лежа на боку» считается наиболее подходящее для сна, а также в этом положение ребенок может играть, легче контролировать движение рук, соединять обе руки по центральной линии, обеими руками ощупывать предметы, изучать пространство перед собой, концентрировать взгляд на игрушке и своих руках.  В этом положении ребенку безопасно находиться значительное время.

Поза «лежа на боку» предпочтительна до тех пор, пока ребенок не сможет поворачиваться самостоятельно.

Так как детям трудно поддержать данную позу, то необходимо обеспечить постуральную поддержку.

Для этого нужно стабилизировать ребенка опорой сзади так, чтобы он не смог опрокинуться назад, положив за спину валик (плотно скрученную пеленку, полотенце, одеяло) или прислонить к стене.

Подушка под голову нужна такой высоты, чтобы голова ребенка находилась на одной линии с позвоночником.

Руки находятся перед собой и вытянуты вперед. (при необходимости можно воспользоваться поддержкой для верхней руки – валик, подушка, одеяло).

Для профилактики вывихов и подвывихов тазобедренных суставов нужно положить подушку между ног для разведения бедер. Нижняя нога выпрямлена, верхняя согнута в коленном и тазобедренном суставах.

А также не забываем менять нахождение ребенка то на правом, то на левом боку, избегая выработки асимметричного стереотипа. Обеспечивая ребенка максимально возможным симметричным положением лежа на боку, тем самым проводим профилактику возникновения деформаций и вторичных осложнений.

Подготовила инструктор-методист ЛФК Абрамова Ю.А.

Ф.И.

возраст:

Диагноз: Комбинированный диспластический сколиоз II-III степени, плоско-вальгусные стопы

Рекомендовано:

1. массаж дифференцированный мышцы спины (верхний пучок трапецивидной мышцы расслабить, укрепление межлопаточной области, акцент справа, слева нижний грудо-поясничнойобласть укрепление, справа расслабление и передняя поверхность грудной клетки большая грудная мышца расслабить, межреберные укреплять и передняя брюшная стенка укрепление косыхмышц живота № 15

2. лечебная гимнастика индивидуально

3. бассейин индивидуально

4. массаж стоп

5. лечебная гимнастика стоп

Комплекс лечебной гимнастики

1. И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища ладони обращены вверх.

Руки по поверхности через стороны вверх,

вернуться в И.п.

2. И.п. лежа на спине, руки в «замке» на грудной клетке, ноги согнуты в т/б и к/с, стопы на полу.

Поочередно прижимаем мышцы спины, пояснично-крестцовой области. Ягодиц, стоп к полу.

3. И.п. лежа на спине, руки на поясе.

Отводим левую ногу в сторону по полу

вернуться  в И.п.

4. И.п. лежа на животе, левая рука вытянута вперед. Правая согнута в локтевом суставе, ладон обращена к полу

поднять голову, плечевой пояс в верх

вернуться в и.п

пятки вместе, носки врозь

Подготовила инструктор-методист Абрамова Ю.А.

Обучение плаванию детей с особыми потребностями здоровья служит профилактической мерой в устранении несчастных случаев на воде, является одним из эффективных оздоровительных средств, существенно повышает физическое, умственное и психическое развитие ребенка, поднимает социальный статус ребенка, адаптируя к современным требованиям общественного развития.

Систематические занятия в водной среде расширяют функциональные возможности организма, способствуют достижению качественного нового, более высокого уровня физического и общественного развития. Особо важно то, что занятия плаванием благотворно влияют на психику ребенка с особыми потребностями здоровья, мобилизируют его волю, приводят к сознательному участию в жизни коллектива, общества, способствуют установлению социальных контактов

Широко известно, что в процессе организации и проведения занятий в условиях водной среды на первое место выдвигается проблема обеспечения безопасности занятий, прежде всего это относится к работе с детьми с особыми потребностями здоровья.

Наиболее опасные критические ситуации, которые могут возникнуть на начальном обучении плаванию детей с особыми потребностями здоровья:

Первый приход ребенка в бассейн – всегда стрессовая ситуация для него, проявляющаяся яркими эмоциональными двигательными и звуковыми ответными реакциями на принципиально новые условия, отличительные от привычных домашних, учебных и больничных. Во время первого прихода в бассейн ребенок бывает сверх – пассивным или, напротив, возбудимым, со склонностью к паническим реакциям. Информирование ребенка о бассейне (на начальном этапе обучения).

Для каждого ребенка, а так же для его родителей первое посещение бассейна является одной из критических ситуаций.

1. Что необходимо иметь при себе при первом посещении занятия? (спортивная форма, моющие принадлежности) 2. Как правильно подобрать экипировку для посещения бассейна? Одежда не должна мешать процессу обучения, сковывать движения ученика и отвлекать его от занятий. Шапочки, купальные костюмы и обувь необходимо подбирать заранее, предусматривая все особенности нозологии занимающегося.

2. Знакомство ребенка с инструктором осуществляется в спокойной обстановке. Педагог не должен удивляться, реагировать на внешний вид ребенка, его эмоциональную пассивность или, напротив, излишнюю активность, полностью исключить громкий голос и резкие движения. Так же не следует пристально глядеть на ребенка, рассматривать его. Лучше предоставить ребенку возможность самому рассмотреть инструктора, а при желании обратиться к нему с вопросом. В последнем случае у инструктора появится возможность налаживания контакта и начала беседы.                                                                                                             

Передвижение по лестницам в плавательном бассейне, начиная с первого занятия и в последующих, несет потенциальную опасность создания критических ситуаций с различными последствиями. Необходимо отметить, что некоторым детям невозможно, в силу специфики заболевания или поражения передвигаться самостоятельно. Обеспечить лучшую безопасность для таких детей позволяет использование специальной коляски для передвижения.

3. Спуск в воду отмечается следующим основным условием формирования критических ситуаций применения различных методов предупреждения их развития:

Неправильное начало спуска в воду по вертикальной лестнице в положении лицом вперед. Инструктор показывает, удерживая ребенка за руки, как стоя на бортике, нужно поворачиваться спиной к воде и спускаться;

Невозможность, в силу специфики заболевания, выполнения хвата руками за поручень. В этом случае инструктор, удерживая за кисти и прижимая к поручню, передвигает ребенка в направлении вниз Ребенок неуверенно удерживается на вертикальные лестницы при спуске в воду и подъеме из воды. В данный момент инструктор, находясь в воде, удерживаясь руками за поручень, подставляет одну руку для страховки таким образом, чтобы в случае отрыва рук ребенка от поручня инструктор смог его поймать. Есть дети, которые, в силу специфики своего заболевания, не могут спускаться по лестнице. В этом случае спуск в воду осуществляется с использованием специального подъемника.

У детей с двигательными нарушениями отмечаются трудности с захватом одной или двумя руками края плавательной доски,бортика бассейна. Необходимо проявить максимум внимания и оказывать ребенку необходимую помощь, учитывая затруднения в выполнении суставных движений и особенно спонтанно выполняемые неконтролируемые движения конечностями и головой.

4. Занятия в должны широко использоваться звуковые и речевые сопровождения, так как слова, фразы, понятия улучшают и нормализуют психологическую деятельность обучающихся, улучшают процесс восприятия и понимания речи, обогащают словарь. Занимающиеся часто теряют интерес к выполнению упражнений, поэтому необходимо использовать игровой метод. Необходимо оценивать любые, даже самые незначительные, сдвиги детей в двигательной подготовленности при выполнении отдельных упражнений. При выполнении упражнений должен строго соблюдаться принцип от простого к сложному.

Подготовил инструктор-методист ЛФК Плешаков Г.В.

Спорт является важнейшей составляющей гармоничного развития детей с синдромом Дауна. Физические упражнения закладывают фундамент для крепкого здоровья с самого детства. Они укрепляют иммунитет, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, помогают в развитии и совершенствовании базовых двигательных навыков.

Но уникальность спорта в том, что он воздействует не только на физическое развитие. Участие в спортивных программах улучшает познавательную деятельность ребенка с синдромом Дауна, развивает речь, оказывает положительное влияние на его социальную жизнь, эмоциональное состояние и, как следствие, психологическое развитие и становление характера. Любое достижение делает его более уверенным в себе, поднимает настроение, бодрит, мотивирует быть активным и добиваться новых успехов.

Кроме того, регулярные занятия спортом с самого детства могут стать для ребенка хорошим увлечением, которое будет приносить удовольствие, способствовать ощущению благополучия, самодостаточности и пригодится в будущем, например, при выборе профессии.

Подготовила инструктор-методист Фадеева Е.С.

Многие дети с синдромом Дауна связывают жизнь со спортом, участвуют в соревнованиях, представляют свою страну на международных турнирах, в том числе на специальных олимпийских играх.

Развивающая гимнастика

Детям с синдромом Дауна присущи определенные особенности строения и восприятия информации, отрицательно сказывающиеся на сроках проявления двигательных навыков и их качестве.

К особенностям строения относятся: сниженный мышечный тонус; чрезмерная подвижность суставов, связанная со слабостью связок; недостаточность реакций равновесия; нарушение сенсорного восприятия, проприоцептивной, кинестетической, вестибулярной чувствительности, отвечающих за моторику и определение тела в пространстве.

К особенностям восприятия информации относятся: быстрая потеря интереса, концентрации внимания и мотивации. При обучении детей с синдромом Дауна рекомендуется использовать аудио-визуальный метод, затрагивающий несколько органов чувств, поскольку на слух они плохо воспринимают информацию. Во время обучения многим детям с синдромом Дауна нужно быть активными.

Преимущества развивающей гимнастики:

- Занятия можно начинать с первых уверенных шагов;

-- Многообразие упражнений для любых способностей;

- Развитие координации, вестибулярного аппарата, общего контроля движений;

- Укрепление мышц и снижение повышенной подвижности суставов;

- Тренировка выносливости;

- Коррекция ортопедических и неврологических нарушений;

- Развитие нервной системы и сенсорного восприятия;

- Формирование навыков крупной и мелкой моторики;

- Укрепление иммунитета;

- Развитие логики и мышления;

- Развитие эмоций и мотивации;

- Социальная адаптация.

Преимущества тренировочного процесса:

- Легкая адаптация к физическим нагрузкам;

- Увлекательный формат занятий;

- Разнообразное интересное оборудование;

- Тренировка на гимнастических снарядах (брусья, перекладина, кольца, бревно, батут, полоса препятствий, яма с поролоновыми кубиками);

- Занятие с гимнастическими предметами (мячи, обручи, скакалки, поролоновые кубики, тактильные круги).

Следует иметь в виду, что прежде, чем заниматься гимнастикой детям с синдромом Дауна, необходимо сделать рентгенологическое обследование шейного отдела позвоночника, чтобы исключить возможную атлантоосевую нестабильность. Если ее обнаружат, то нужно проконсультироваться с врачом о допустимых упражнениях, поскольку сильная нагрузка на шею и голову может привести к травме спины.

Развитие крупной и мелкой моторики

Крупная моторика – это все движения ребенка от младенческих навыков до умения ходить, бегать, прыгать и выполнять сложно-координационные упражнения.

Навыки крупной моторики составляют фундамент для формирования тонких движений рук - мелкой моторики. К ней относятся: завязывание шнурков, письмо, рисование, лепка, складывание кубиков, нанизывание бусин, развитие бытовых навыков, таких, как одевание, уход за собой.

Навыки мелкой моторики – это конечный результат долгой подготовки, происходящей в мышцах и нервной системе ребенка с синдромом Дауна. Они формируются в контексте целостного развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную, социальную сферы.

Процесс обучения навыкам мелкой моторики начинается в младенчестве и заканчивается в отрочестве. Эти движения возможны при хорошем развитии следующих компонентов: стабильности звеньев тела (умение сохранять равновесие), двусторонней координации (одновременное выполнение двумя руками разных движений), сенсорики.

Сенсорика – это способность человека получать информацию от органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. К мелкой моторике относится осязание, которое позволяет понять, где находятся пальцы, кисти и руки, как они двигаются, без постоянного контроля над ними. Например, это способность нащупать в кармане монеты, поймать руками мяч, собрать волосы в хвост.

Также к органам чувств относятся еще три чувствительности:

кинестетическая – способность воспринимать и анализировать движения собственного тела;

-проприоцепцептивная – способность воспринимать и анализировать информацию о движениях и положении тела в пространстве, которая поступает от мышц и суставов;

вестибулярная – способность воспринимать положения головы и тела в пространстве, а также направленные движения (ускорения, вибрация, вращения).

На основе этих компонентов развивается ловкость движения рук и происходит обучение навыкам повседневной жизни.

Лечебные свойства гимнастических упражнений

Все гимнастические упражнения комплексно воздействуют на физическое развитие ребенка. Помимо тренировки силы и выносливости, они оказывают профилактику и коррекцию ортопедических нарушений (плоскостопие, неправильная осанка), развивают нервную систему и сенсорное восприятие, что очень важно для детей с синдромом Дауна.

В гимнастическом зале у ребенка есть возможность получать больше информации об окружающем мире от органов чувств. Благодаря этому улучшается координация, равновесие, ориентация в пространстве. Эти способности необходимы для освоения навыков крупной и мелкой моторики, обретения уверенности в себе.

Подробнее расскажем о пользе каждого гимнастического упражнения.

На полосе препятствий ребенок изучает различные способы для преодоления гимнастических модулей, в это время у него развивается координация, баланс, сила, выносливость, сообразительность. Полоса препятствий одновременно является хорошим средством для всесторонней тренировки, отдыхом от силовой тренировки и увлекательным занятием. Преодолевая полосу препятствий, у детей долго сохраняется интерес и мотивация, они не ощущают нагрузки.

Силовые упражнения на брусьях, кольцах, перекладине, шведской стенке, канате укрепляют все группы мышц, но в первую очередь спину, пресс, грудь, руки, кисти. Они устраняют гипотонус мышц, избыточную подвижность суставов. Благодаря этому у детей с синдромом Дауна снижается риск травматизма. Сильные мышцы спины, рук, запястья, умение крепко держать снаряд или гимнастический предмет впоследствии помогут в обучении навыкам мелкой моторики.

Упражнения на бревне тренируют координацию, равновесие, вестибулярный аппарат, а также концентрацию внимания и смелость.

В целом все упражнения на снарядах – это движения на неустойчивой опоре, где необходимо задействовать все группы мышц для удержания равновесия и быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Таким образом у детей развивается ловкость и сила. Также на снарядах стимулируется множество рецепторов на поверхности рук, которые отвечают за мелкую моторику.

Акробатические элементы (кувырки, мостик, стойка на руках, березка, колесо) – эти упражнения выполняются с вращениями и вниз головой. Они тренируют сенсорную систему, а в частности кинестетическую, проприоцепцептивную и вестибулярную чувствительности, которые отвечают за координацию движений, вестибулярный аппарат, ориентацию в пространстве.

Прыжки на батуте – это тоже отличный способ для тренировки вестибулярного аппарата, ловкости и баланса. Прыжки на батуте укрепляют мышцы всего тела, помогают детям в обучении прыжкам на двух ногах, а также учат концентрации и заряжают яркими эмоциями.

Упражнения с гимнастическими предметами – это игры с мячами, обручами, скакалками, кубиками в поролоновой яме, упражнения на тактильных кругах. Из-за сниженного мышечного тонуса и повышенной подвижности в суставах детям с синдромом Дауна сложно брать и держать в руках предметы. Но разнообразие гимнастических упражнений поможет укрепить мышцы и суставы, развить двустороннюю координацию рук и пальцев. Помимо упражнений на снарядах, полезными будут задания с гимнастическими предметами.

Они могут быть простыми, например: бросить мяч другу и поймать его обратно; забросить мяч в корзину; построить башню из кубиков. К более сложным упражнениям относятся: ходьба, бег, прыжки с предметами, например: прыжки через скакалку, бег с мячом или кубиком, прыжки в обручи и многое другое.

Эти упражнения развивают сенсорику, точность движений, обучают детей держать, бросать, ловить, раскладывать крупные предметы, а также концентрировать внимание и быстро реагировать.

Функциональные игры в поролоновой яме тренируют выносливость и в то же время очень нравятся детям.

Рекреационные упражнения в Европейском Гимнастическом Центре помимо физического развития выполняют еще ряд других полезных функций:

Приобретение полезных знаний - во время тренировки дети изучают счет, формы и цвета предметов;

Организация поведения – важнейший аспект воспитания любого ребенка. На занятиях гимнастикой дети учатся дисциплине, концентрации, трудолюбию.

Социальная адаптация – занятия проходят в группе со сверстниками. Для детей с синдромом Дауна общение со сверстниками и совместное выполнение заданий в форме игры является хорошей мотивацией к обучению.

Дренажные положения

Дренажные положения тела — это упражнения, при которых происходит максимальная мобилизация и растяжение грудной клетки, а так же расширение дыхательных путей (бронхов, бронхиол). В этих положениях активизируется очень важная дыхательная мышца — диафрагма и мышцы передней брюшной стенки, обеспечивается более глубокий вдох.

Цели дыхательной гимнастики:

1. улучшение эластичности грудной клетки

2. максимальная активизация и улучшение функции диафрагмы

3. достижение глубокого вдоха

4. достижение более легкого, свободного выдоха

5. обеспечение эффективного дренажа трахео — бронхиального дерева.

Выполнять данные упражнения следует:

1 — 2 раза в день, регулярно, лучше в одно и тоже время

через 1 час после еды и за 2 часа до сна

по 15 — 20 минут.

Дренажные положения:

1. «Банан»

ребенок лежит на спине. Руки вытянуты вверх и направлены в одну сторону (влево или вправо). Туловище максимально изогнуто. Ноги вытянуты в ту же сторону, что и руки.

2. «Винт»

ребенок лежит на спине. Голова и верхняя часть туловища прижаты к полу, касаясь его лопатками. Руки вытянуты вверх. Нижняя часть туловища повернута набок в одну сторону (влево или вправо). Нижняя нога вытянута. Верхняя нога максимально согнута в колене.

3. «Кобра»

ребенок лежит на животе. Ноги вытянуты. Руки тянутся назад до ягодиц. Затем голова и верхняя часть туловища поднимается вверх.

4. «Узел»

и.п. сидя. Правая нога согнута в коленном суставе, направлено влево и помещено за правым коленным суставом. Верхняя часть туловища повернута вправо. Правая рука в упоре, позади ягодиц, как можно дальше влево. Кончики пальцев направлены назад. Локоть левой руки прижат к правому коленному суставу. Затем в другую сторону.

5. «Кувырок»

из положения сидя вращаться на спине назад, до тех пор, пока колени не коснуться ушей. Руки поддерживают ягодицы.

6. «Горка — А»

ребенок сидит на пятках. Руки назад в упоре. Кончики пальцев направлены назад. Грудь приподнята вверх.

7. «Горка — Б»

из положения сидя на пятках медленно двигаемся вперед с вытянутыми руками. Ягодицы позади коленных суставов.

8. «Жираф»

стоя на коленях, левая рука вытянута вверх. Туловище поворачивается вправо вслед за правой рукой, которая должна коснуться левой пятки. Затем поменять руки и поворт в другую сторону.

9. «Птичка»

в положении лежа на животе верхнюю часть туловища и голову приподнять. Одна рука вытянута вперед. Другая рука сжимает стопу противоположной ноги.

Методика выполнения:

Во время одной дренажной позиции ребенок делает 6 — 7 вдохов. В процессе занятий упражнения выполняются по 3 раза, чередуясь друг с другом.  На первом занятии выполняется не более трех различных положений. В лечебный комплекс каждое новое упражнение вводится постепенно, не более одного нового положения, обучаясь 5 — 6 дней.

Для детей в возрасте 2 — 5 лет удобно использовать упражнения: «Банан», «Винт», «Кувырок», «Горка», «Жираф», «Птичка».

Для более старшего возраста и взрослых : «Кобра», «Узел», «Винт», «Рыбка», «Птичка», «Кувырок».

При снижении толерантности к нагрузкам, например во время острых респираторных заболеваний, полезны упражнения, требующие наименьшего напряжения мышц: «Винт», «Горка», «Банан».

Очень важно перед выполнением дренажных позиций восстановить затрудненное носовое дыхание, закапать сосудосуживающее средство. Освободить носовые ходы от выделений.

Важно выполнять данную методику оценивая индивидуальный статус пациента, функцию легких и уровень работоспособности и под контролем специалиста, чтобы не допустить снижения ожидаемого эффекта и отрицательного влияния на организм занимающегося.

Подготовила инструктор-методист Абрамова Ю.А.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами.

В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно человека.

Ориентировка в пространстве и ее значение для развития ребенка

Ориентировка в пространстве совершенствуется в процессе всей жизни человека под влиянием и накоплением практического опыта.

Пространственная ориентировка — это восприятие и отражение человеком различных признаков окружающих предметов посредством взаимосвязанной деятельности анализаторной системы.

И.М. Сеченов отмечал, что активное передвижение раздвигает границы осваиваемого ребенком пространства.

Ходьбу И.М. Сеченов назвал «дробным анализатором пространства».

Чувственное познание детьми окружающего пространства является предпосылкой для развития у них восприятия пространства и составляет основу ориентировки в окружающей действительности.

Таким образом, можно утверждать, что активная двигательная деятельность ребенка теснейшим образом связана с практическим освоением пространства и с формированием пространственных представлений.

В понимании пространственной ориентировки — способности человека определять свое местоположение и других объектов в пространстве, а также дифференцировать направления пространства и свободно двигаться в нем.

Основные пространственные категории:

- знание направлений пространства

- определение местоположения в пространстве субъекта или какого — либо другого объекта, в котором зафиксирована точка отсчета

- понимание перемещения с точкой отсчета «от себя»

- оценка расстояния и расположения объекта и субъекта.

Это позволяет говорить о свободном ориентировании в незнакомом пространстве и характеризует высокий уровень ориентации.

Пространственная ориентировка зависит от целостного восприятия предметного мира.

На втором году жизни ребенок без нарушения функций зрительного анализатора понимают местоположение предметов и передвигаются осознанно по направлению к ним.

Особенности развития пространственной ориентировки:

- на собственном теле

- в окружающем пространстве.

Тесная взаимосвязь этих двух видов ориентировки обусловлена тем, что первый вид ориентировки развивается раньше второго, и тем, что ориентировка на собственном теле лежит в основе сложной ориентировки человека в окружающем пространстве.

Понимание и различение детьми частей своего тела и определение парно-противоположных сторон «на себе» является основой для развития понимания детьми «схемы собственного тела», которая является в свою очередь, чувственной основой системы отсчета при ориентировке в окружающем пространстве.

Пространственные представления формируются на основе постоянно взаимодействующих зрительных, слуховых, осязательных, двигательных и кинестезических ощущений. Однако зрение является ведущим анализатором при восприятии пространства. Ребенок воспринимает пространство как нерасчлененную непрерывность.

Слежение за движением предмета в пространстве у малыша развивается постепенно.

Вначале он следит за горизонтально движущимся предметом, затем вертикально и, наконец, за предметом, движущимся по кругу и в вертикальной плоскости. Затем начинает осваивать глубину пространства. Вертикальное положение при ходьбе позволяет быстрее всего освоить направления вверх — вниз. При этом ребенок осваивает систему координат по сторонам собственного тела. Он сам является как бы центром системы координат. Различия горизонтальной оси вперед — назад, налево — направо, ребенок постепенно разбивает пространство на координатные углы: переднюю левостороннюю и другие зоны. Разница между ними исчезает, когда ребенок осваивает глубину пространства. Ориентировка на собственном теле является исходной в освоении ребенком пространственных направлений. Ребенок использует систему с фиксированной точкой отсчета (на себе) и переходит к использованию системы со свободно перемещаемой точкой отсчета (на другие объекты) этапы пространственной ориентации — на себе, от себя, от объекта — не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. Позднее ребенок ориентируется на листе бумаги, тетради, книги, на листе бумаги в клеточку.

Подготовила иснтруктор-методист ЛФК Абрамова Ю.А.

Расширение диапазона движений в разных зонах пространства

1. «Движения в нижней зоне».

Сюжетный контекст – «Пустыня». Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет и что растет. Они превращаются в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками. Многие из них живут под землей. Следовательно, необходимо обеспечить ребенку возможность пролезать сквозь узкий вход в «норку», например, между ножек стула или свернутый физкультурный мат и т. п. «Змея» – перемещения по полу без помощи рук (на животе, спине). Дети знакомятся с сильными, жесткими движениями, изображая кобру, ужа или удава. «Скорпион» – переползание, прыжки на четвереньках, на трех точках. Знакомство с сильными, быстрыми, резкими движениями. «Суслики» – перемещения с помощью различных прыжков в разном темпе и направлениях, замирая и срываясь с места. «Перекати-поле» – перекатывания и кувырки в разных направлениях и с разной скоростью. Это упражнение направлено также на осознание границ собственного тела.

2. «Движения в средней зоне»

 Сюжетный контекст – «Царство животных». Каждый ребенок выбирает то животное, которое ему больше всего понравилось, и превращается в него, демонстрируя своеобразие его повадок. Потом дети меняют образы, выражая их характер через движения, звуки и специфические позы. «Лягушка» – прыжки на месте и в пространстве. «Заяц» – прыжки и переходы, легкие и отрывистые движения. «Медведь» – медленные, тяжелые, сильные. «Лиса» – плавные, гибкие, быстрые, непредсказуемые движения в различных ритмах. «Лев» («тигр», «пантера») — сильные, быстрые, гибкие движения; рычание (высвобождение эмоции). «Лошадь» – акцент на движении корпуса и ног. Законченные, сильные, резкие движения, требующие большого пространства.

3. «Движения в верхней зоне»

Сюжетный контекст – «Царство птиц» «Синица» – мелкие, короткие прыжки, быстрые и законченные движения. «Орел» – сильные, мощные, иногда парящие движения корпуса и рук, движения в широком диапазоне (пространственном и телесном). «Лебедь» – плавные, широкие, грациозные движения, текучесть пластики. «Птичий двор» – дети выбирают себе образы домашних птиц и контактируют друг с другом. В конце каждой волшебной игры-превращения: «Пустыня», «Царство животных» или «Царство птиц» – необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самого себя (например, проползая по волшебному тоннелю, животные превращаются в людей). Для интеграции пережитого опыта детям предлагается выполнить рисунок своего животного.

I. Освоение телесного пространства

1. Маркировка левой руки (цветная тряпочка, часы, браслет, резинка) – опора для манипуляций с внешним пространством.

2. Ходьба и прыжки:

а) с поворотом на 90 и 180° в обе стороны;

б) через предмет (вправо-влево, вперед-назад), лежащий на полу (малый мяч, гимнастическая палка, стул), стоя к нему лицом, боком, спиной;

в) прыжки с поворотом на 180° на двух ногах через гимнастическую палку: с продвижением на разные расстояния от какого-то ориентира, линии; с продвижением вперед, но с промежуточным движением (один прыжок вперед — через линию, другой — параллельно линии и т.д.).

3. Ребенок и взрослый встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием (если это необходимо) выполняют одни и те же действия: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком», «между ногами» и т.д.

4. «Выше — ниже». Стоя перед зеркалом, ребенок и взрослый вместе анализируют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с точки зрения вертикальной оси, не забывая о маркерах. Находят, показывают и называют то, что «выше всего» (голова, макушка); что «ниже всего» (ноги, стопы); «выше, чем...»; «ниже, чем...». Затем ребенок повторяет все это без зеркала и наконец с закрытыми глазами. Аналогично отрабатывается взаимное расположение отдельных частей лица (лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки) и других частей тела (рук — плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы; собственно, тела — шея, плечи, грудь, спина, живот; ног — бедро, колено, голень, стопа) относительно друг друга.

5. «Спереди – сзади». Глядя в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос, грудь, бровь и т.д.). Аналогично – сзади (затылок, спина, пятки и т.д.). Затем он с закрытыми глазами по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие части тела.

6. «Дальше – ближе». Ребенку предлагается назвать у себя (относительно, например, головы) части тела, расположенные «ближе, чем...», «дальше, чем...», «ближе, чем..., но дальше, чем...».

7. «Право – лево». Следует заметить, что для ребенка вовсе не является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и т.д. находятся с той же стороны, что правая и рука. К пониманию этого его надо привести путем специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Это лучше делать по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), затем – с левой рукой, после этого – в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом: «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т.д.»

8. «Путаница». Инструктор намеренно показывает не те движения или места на теле, которые называет. Ребенок должен исправить ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнения становится сам ребенок; он показывает упражнения другим (взрослому, ребенку) и контролирует их выполнение.

Подготовила инструктор-методист по ЛФК Абрамова Ю.А.

1. «Движения в одном направлении». Предложите ребенку: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, присесть на правое колено и т.д. Так же отрабатываются другие направления – слева, сверху, снизу, спереди и сзади.

2. «Что находится справа от меня?». Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите: «Что теперь справа от тебя?». Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.

3. «Повернись направо, повернись налево». Для этой игры вам понадобится большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сторон – игроки. Игроки командует водящему: «Направо!» Тот кидает мяч направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок с мячом снова командует («Направо!», «Налево!», «Вперед!», «Назад!»). Если играющих не хватает, то водящий ударяет мячом об пол с нужной стороны от себя и поворачивается, а следующую команду дает кто-либо из играющих (по договоренности).

4. «Кто где стоит?». В эту игру могут играть не менее трех детей. Ставится задача – обозначить место человека, стоящего в колонне (впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). Например: «Где стоит Петя относительно тебя?» Затем дети в произвольном порядке меняются местами, и игра продолжается.

5. «Диспетчер и самолет». При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а психолога – диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.

6. «Робот». Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.». Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево. После того как ребенок начнет, не ошибаясь, в соответствии с условием, быстро выполнять эти задания, усложните программу: «Шаг налево правой ногой; два шага вперед, начиная с левой ноги (и т.д.)».

7. «Передай мяч назад». В эту игру может играть любое количество детей, стоя в колонне. Первый передает мяч назад и сразу же сам бежит в конец колонны; второй оказывается первым и повторяет действия первого игрока и т.д. По команде взрослого или первого игрока мяч передается сверху (снизу, справа, слева). Сначала детям предлагается вслух проговаривать название направления, в котором они передают мяч.

8. «Мама, поверни направо...». Эта игра может предназначаться и для работы родителей с детьми. Играть можно на детской площадке, по дороге в школу, в квартире (путешествуя по комнатам). Ребенок говорит: «Мама, поверни направо». Мама: «Поворачиваю, иду». – «Теперь налево». – «Слушаюсь, поворачиваю». Если он еще не сообразил, как скомандовать, то должен остановить маму командой: «Стой!». Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препятствие, то дается команда: «Возьми правее (левее)».

9. «Моя комната». В знакомом ребенку пространстве следует обсудить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то справа будет что? а слева?» (и т.д.) Ребенку дается инструкция: «Покажи верхний правый угол впереди» и т.д.

Подготовила инструктор-методист ЛФК Абрамова Ю.А.

Основные физические методы реабилитации детей с последствиями перинатальных гипоксических поражений ЦНС:

  • массаж: общий, локальный (ладони и стопы), точечный, сегментарный и подводный;
  • лечебная физкультура (рефлекторные, пассивные, активные упражнения);
  • упражнения в воде (рефлекторные, пассивные, активные);
  • ванны (хвойные и солевые), с настоями и отварами трав;
  • лечение положением (использование специальных укладок);
  • кинезиотерапия по методу Войты;
  • моделирование невесомости с помощью метода сухой иммерсии;
  • тепловые процедуры (аппликации парафина или озокерита на шейный отдел, конечности).

Противопоказания для проведения физической реабилитации: тяжёлое общее состояние ребенка (отёк мозга, судороги, повторные апноэ, наличие выраженного токсикоза), требующие проведения интенсивной терапии; острая фаза любого инфекционно-воспалительного заболевания; анемия тяжёлой степени; распространенное заболевание кожи (экзема, пиодермия); прогрессирующее падение веса.

Массаж и гимнастика – наиболее распространённые методы реабилитации детей с последствиями перинатальных поражений ЦНС. Их применяют в одни и те же часы, ежедневно, через 40-60 минут после кормления на пеленальном столике.

Дети, обильно и часто срыгивающие, получают массаж через 1,5 часа после еды.

Курс – не менее 10 сеансов.

Частота: 2-3 раза в год.

Упражнения можно проводить в обычных ваннах, длительность одного занятия постепенно увеличивают от 5-7 минут до 15 минут. У большинства детей, занимающихся в воде, положительная динамика становится заметной уже с 3-5 занятия. Возбужденные дети становятся более спокойными, нормализуется сон, появляется возможность снижать дозу седативных препаратов. Вялые дети, наоборот, становятся более активными. Особенно эффективными упражнения в воде являются для возбужденных детей с высоким мышечным тонусом и угнетенными рефлексами спинального автоматизма.

Частыми заболеваниями, сопутствующими перинатальным гипоксическим поражениям ЦНС, являются недоношенность, гипотрофия, желтухи новорожденных. При наличии этих болезней используют вышеперечисленные методики, но с учётом некоторых особенностей.

Как правило, все недоношенные дети имеют перинатальные поражения ЦНС, и к ним применимы все методы реабилитации, описанные выше.

Обычно недоношенного ребенка выписывают домой, когда масса достигает 2500-3000 г. Уже с этого времени рекомендуется осторожно начинать заниматься массажем и лечебной физкультурой.

Подход при назначении занятий каждому ребенку должен быть строго индивидуальным, методики реабилитации необходимо дифференцировать в зависимости от степени зрелости ребёнка, ведущего клинико-неврологического синдрома и соматического состояния ребёнка. Если оптимальными сроками назначения ЛФК доношенным детям с перинатальными гипоксическим поражениями нервной системы являются: при лёгкой степени поражения 14-й день жизни, при среднетяжёлом поражении 20-25-й день, при тяжёлом поражении 25-30-й день; то для недоношенных детей срок назначения ЛФК сдвигается: - на 7 дней при недоношенности I и II степени; на 10 дней при недоношенности III степени; а при наличии кровоизлияния срок назначения сдвигается до стихания острых явлений в среднем на 2-3 недели.

В комплексах массажа и лечебной физкультуры большое внимание уделяется дыхательным и рефлекторным упражнениям.

Продолжительность одного занятия не должна превышать 6-8 минут (в связи с незрелостью центра терморегуляции и быстрой утомляемостью ребёнка), а количество повторений каждого из упражнений 3-4 раза.

Подготовила врач ФРМ Красильникова К.П.

1. Круги руками

Развивает мышцы плеч, спины и груди, улучшает осанку.

  • Встаньте прямо, поднимите прямые руки в стороны на уровень плеч, ладони смотрят вверх.
  • Медленно описывайте руками небольшие круги диаметром около 15 сантиметров. В основном движение исходит от плеч, напряжение чувствуется в их задней части.
  • Выполните пять кругов вперёд и пять назад.

2. Наклоны с руками за головой

 

Растягивает мышцы живота, укрепляет спину, улучшает осанку.

  • Встаньте прямо, заведите руки за голову.
  • С выдохом наклоните корпус вперёд до 45 градусов, шея на одной линии со спиной, взгляд направьте в пол перед собой.
  • Со вдохом выпрямитесь, поднимите голову.
  • Слегка прогнитесь назад, чтобы почувствовать растяжение мышц живота. Взгляд направлен в потолок.
  • Выпрямитесь. Голова остаётся поднятой.
  • Повторите 10 раз.

3. Подъём рук

Развивает силу плеч, укрепляет арку стопы.

  • Встаньте прямо, поднимите прямые руки в стороны на уровень плеч, ладони направлены вниз.
  • Со вдохом поднимитесь на носочки, руки поднимите вверх на 45 градусов.
  • С выдохом встаньте на стопу целиком, опустите руки до параллели с полом.
  • Повторите 10 раз.

4. Глубокий наклон в сторону

Развивает мышцы плеч и талии, стимулирует печень и кишечник.

  • Встаньте прямо, поднимите руки в стороны на уровень плеч ладонями вниз — это исходное положение.
  • Левую руку поднимите вверх, правую опустите вниз вдоль тела.
  • Начинайте наклон вправо от бёдер, правая рука ползёт по ноге к колену, левая закручивается вокруг головы. В крайней точке левая ладонь лежит на правом ухе или около него.
  • Медленно выпрямляйтесь, разворачивая руки в исходное положение.
  • Совершите аналогичный наклон в другую сторону.
  • Повторите 10 раз.

5. Скручивание

Поднимает и расширяет грудную клетку. Растягивает мышцы живота.

  • Встаньте прямо, со вдохом согните руки в локтях, кулаки поставьте под мышки.
  • Продолжая вдох, отведите плечи назад, чуть прогнитесь в грудном отделе, расширяя грудную клетку, поднимите голову вверх и направьте взгляд в потолок.

  • С выдохом переведите руки вперёд, затем разведите в стороны.
  • На задержке дыхания наклонитесь вперёд до параллели с полом, руки отведите назад.
  • Выпрямитесь и переведите руки вперёд, а затем разведите их в стороны.
  • Повторите 10 раз.

6. Приседание на носочках

Укрепляет арку стопы, мышцы голени и спины.

  • Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки поднимите в стороны на уровень плеч, разверните вниз ладонями.
  • Со вдохом поднимитесь на носочки.
  • Продолжая вдох, опуститесь в приседание.
  • На выдохе поднимитесь из приседания.
  • Продолжая выдох, опуститесь на полную стопу.
  • Повторите пять раз.

7. Вращение плечами

Укрепляет мышцы плеч.

  • Встаньте прямо, со вдохом поднимите плечи.
  • Продолжая вдох, подайте плечи вперёд.
  • С выдохом опустите плечи.
  • Продолжая выдох, отведите плечи назад.
  • Повторите десять раз.

8. Разворот рук

Развивает мышцы плеч и груди.

  • Встаньте прямо, руки скрестите впереди ладонями к себе.
  • Поднимайте руки по кругу накрест (правая ладонь очерчивает круг с левой стороны, левая — с правой), наверху разверните ладони наружу.

 Опустите руки по кругу, не перекрещивая их (правая ладонь чертит круг справа, а левая — слева).

 Повторите пять раз.

  • Опустите руки, не скрещивайте их. Ладони находятся рядом с бёдрами.
  • По кругу поднимите руки вверх, разворачивая ладонями наружу.
  • Опустите руки накрест, разворачивая ладони к себе.
  • Повторите пять раз.

9. Наклоны головы

Укрепляет мышцы шеи, улучшает контроль над ними.

  • Встаньте прямо, наклоните голову вперёд.
  • Наклоните голову влево.
  • Откиньте голову назад.
  • Наклоните голову вправо.
  • Повторите пять раз.

10. «Мельница»

Развивает гибкость мышц спины.

  • Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, прямые руки поднимите в стороны на уровень плеч.
  • Наклонитесь, разворачивая корпус влево и сгибая правое колено. Правая рука касается пола между ногами, левая вытянута наверх. Голова повёрнута к потолку, взгляд направлен на левую руку.
  • Вернитесь в исходное положение и повторите в другую сторону.
  • Выполните пять раз в каждую сторону.

11. Наклоны корпуса

Укрепляет мышцы спины, раскрывает грудь и растягивает мышцы живота.

  • Встаньте прямо, руки поднимите над головой и сплетите пальцы в замок, повернув ладони к голове. Чем ближе руки к голове, тем эффективнее упражнение.
  • Мягко наклонитесь вперёд. Движение контролируемое, без рывков и экстремальных наклонов.
  • Наклонитесь вправо.
  • Наклонитесь назад.
  • Наклонитесь влево.
  • Сделайте по пять повторений в каждом направлении.

12. «Крылья»

Укрепляет мышцы спины и плеч, развивает диафрагму.

  • Встаньте прямо, ноги вместе, носки чуть развёрнуты наружу, руки свободно свисают вдоль тела.
  • На вдохе поднимите прямые руки перед собой.
  • Продолжая вдох, раздвиньте руки в стороны.
  • Заканчивая вдох, поднимите руки над головой, ладони смотрят вперёд.
  • На выдохе сделайте наклон, руки заведите за спину и поднимите. Голова поднята, взгляд направлен вперёд.
  • Вернитесь в исходное положение и повторите упражнение ещё девять раз.

Подготовил инструктор-методист ЛФК Анохин В.А.

В период реабилитации необходимо соблюдать специальную диету, которая предполагает отказ от сахара, соли, провоцирующих отечность, и алкоголя, замедляющий процессы восстановления. В ежедневном рационе больного должны присутствовать:

  • свежие овощи и фрукты;
  • белковая пища — отварные яйца, молочная продукция (сыр, творог и т.п.), куриное мясо и рыба;
  • продукты с высоким содержанием кальция;
  • кисломолочные продукты.

Также рекомендуется дополнительный прием витамина С, который помогает выработке коллагена.

 

"Точные рекомендации вам сможет дать только диетолог, сделав это на основе полученных анализов и общего состояния вашего организма".

Сколько длится восстановительный период

Точные сроки сможет назвать только наблюдающий врач, так существует множество нюансов. При грамотном лечении, можно говорить о средних сроках восстановления в 3,5 месяца после перелома. Но это только условный ориентир. В ряде случаев период возврата к нормальной функциональности может растянуться до года или даже больше.

Информацию подготовил инструктор-методист по ЛФК Анохин В.А.

Восстановление руки после перелома заключается не только в ношении гипса и правильном срастании костей без осложнений. Основным этапом в лечении поврежденной конечности является ее разработка, которая является целью этапа реабилитации.

 

Виды переломов

 

Существует очень большое разнообразие переломов:

  • оскольчатые — когда кость раздроблена и отсутствует единая линия перелома;
  • продольные — линия перелома идет вдоль кости;
  • поперечные — линия перелома пересекает кость перпендикулярно;
  • косые — линия травмы пересекает кость, но идет под углом;
  • клиновидные — происходит в случае вдавливания одной кости в другую;
  • винтообразные — переломы, при которых наблюдается ротация отломков кости, развернутых по отношению к своему обычному положению;
  • компрессионные — четкой линии перелома нет, присутствует множество мелких костных отломков;
  • вколоченные — переломы, при которых отломки сильно смещаются.

Кроме этого перечня, существует еще ряд классификаций, которые описывают типы переломов. Они могут быть открытыми (кость торчит наружу) или закрытыми (кость не контактирует с внешней средой), по месту перелома конкретной кости, имеющие или не имеющие осложнения и т.д.

Какой врач занимается

В первые часы работает травматолог, после чего данный врач просто контролирует процесс. Когда гипс уже наложен, к работе подключается реабилитолог, который занимается тем, что помогает избежать застоя крови и сохранить подвижность суставов, которые не ограничены в движении из-за перелома. На позднем этапе может быть добавлен инструктор ЛФК или грамотный фитнес-тренер, который поможет укрепить мышцы, вернув отстающим участкам нормальный тонус.

"Кроме того, в зависимости от места перелома, может быть подключен узкопрофильный специалист. Как пример, при переломе в области лучезапястного сустава возможно участие в восстановлении кистевого терапевта".

 

 

ЛФК после перелома руки

ЛФК после перелома руки — важная составляющая, которая поможет ускорить процесс восстановления, вернуть подвижность и функциональность поврежденной ранее конечности.

 

 

Особенности

При любом типе перелома последующая реабилитация будет преследовать следующие цели:

  • восстановление функции оперированного сегмента;
  • восстановление полноценного самообслуживания пациента;
  • восстановление полной активности.

"При переломе нужно обязательно соблюдать стратегию, выбранную специалистами, которые наблюдают пациента. Желание дополнить действия излишней активностью или наоборот, уменьшить объем предписанной работы, приведет, как минимум, к дисбалансу мышц, который будет долгое время доставлять неудобства и болевой симптоматикой, и снижением эффективности двигательных навыков",

Противопоказания

Противопоказания к занятию устанавливаются во время первоначального этапа иммобилизации конечности, так как из-за неправильного срастания костей период перехода к реабилитации может затянуться. Также ЛФК противопоказана после перелома запястья со смещением.

 

Дополнительные противопоказания к выполнению лечебной гимнастики:

  • наличие воспалительных процессов в тканях;
  • обильная потеря крови;
  • высокие риски повторного появления кровотечения;
  • наличие сильной боли и дискомфорта в руке;
  • травматический шок;
  • заболевания, при которых запрещены любые физические нагрузки.

Выполнение упражнений при наличии противопоказаний может усугубить имеющееся состояние и замедлить процесс восстановления.

 

Упражнения после перелома руки

Часто выполнение восстановительных упражнений назначается на этапе нахождения конечности в гипсе. После снятия повязки занятия физкультурой необходимо продолжить, постепенно увеличивая нагрузку на ранее травмированную руку.


Следующие упражнения будут представлены в качестве примера. Для составления индивидуального комплекса занятий необходимо проконсультироваться с врачом.

После снятия гипса для разработки

После снятия гипса необходима малая нагрузка на конечность для постепенного восстановления тонуса мышц. В дальнейшем сложность тренировок следует увеличивать, выполняя установленный комплекс без поддержки здоровой руки и добавляя новые упражнения для большей проработки мышц.


Примерный комплекс упражнений, которые следует выполнять сразу после снятия повязки:
  1. Сжатие/разжатие ладони в кулак.
  2. Согнуть средний и безымянный палец, указательный и мизинец направить вверх . Зафиксировать ладонь в таком положении на 5-10 секунд.
  3. Зажать кисть травмированной руки в кулак. Отвести указательный палец и с помощью другой конечности вытягивать его вверх.
  4. По очереди надавливать каждым пальцем на твердую поверхность.
  5. Соединить большой и указательный палец, расслабляя остальную часть ладони.
  6. Завязывать и развязывать шнурки.
  7. Разминать пластилин или мягкий эспандер в руках.
  8. Застегивать пуговицы или крючки.

В первое время перечисленные упражнения могут не получаться. После развития техники следует приступать к проработке мышц предплечья и плеча:

  1. Стоя, сгибать и разгибать руку в локтевом суставе.
  2. Выполнить вращения в локтевых и плечевых суставах в разных направлениях.
  3. Поднять обе руки к потолку и развести их в стороны.
  4. Выполнить скрещивания прямых рук, заводя одну конечность на другую.
  5. Хлопать в ладоши спереди и сзади.

Также рекомендуется задействовать травмированную конечность в повседневных делах, давая дополнительную нагрузку мышцам и приводя руку к прежней функциональности.


"Если спустя время отечность будет сохраняться, то рекомендуется воспользоваться услугами грамотного массажиста. Перед процедурой убедитесь, что он разбирается в нюансах работы после перелома"

Материал подготовил инструктор-методист по ЛФК  Анохин В.А.

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie