Раннее вмешательство
ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!
В Вашей жизни произошло чудесное событие — у Вас появился прекрасный малыш! Теперь Ваша жизнь изменится коренным образом. Конечно, первое время будет нелегко, ведь Вы еще не привыкли к тому, что нужно заботиться о малыше. Но совсем скоро Вы будете удивляться, думая, как же могли Вы жить без этого чудесного человечка?
Рождение ребенка — важное событие в семье. Появился новый человек на земле, наследник, родная кровь, судьба которого в руках его родителей и близких. И каким он станет в будущем, во многом зависит от родителей, их знаний, ответственности перед ребенком.
На Ваши плечи ложится большая ответственность за развитие и воспитание ребенка. Забота и воспитание с первых дней его жизни очень важны и необходимы, ведь малышу предстоит освоиться в окружающем мире.
Пусть Ваше счастье растет с каждым днем взросления малыша. Пускай малыш радует Вас своими успехами и веселыми проделками!
Календарь развития ребенка
(нажать на название, чтобы открыть документ)
Развитие навыков самообслуживания в возрасте от 2 до 5 месяцев
Если Ваш ребенок находится на естественном вскармливании, учите его придерживать двумя руками грудь матери во время кормления. Учите его так: прежде чем дать ребёнку грудь покажите её ребёнку. Когда он оживится и протянет к ней руки, дайте ему до неё дотронуться.
Когда ребенок сосет грудь, избегайте давать ему питье (воду, соки) через соску из бутылочки. Сосание груди – относительно тяжёлая работа. И если малыш почувствует, что легче сосать через соску, то может отказаться от груди. Поэтому всякая жидкость и пища младенцу при грудном вскармливании должны даваться с ложечки.
Если ребенок находится на искусственном вскармливании, учите его следующим самостоятельным действиям: брать бутылочку или специальную чашечку с питьём, подносить её ко рту, придерживать во время кормления руками. Учите его так: прежде чем дать ребёнку бутылочку, чашечку, покажите её ребёнку. Когда он оживится и протянет к ней руки, дайте ему до неё дотронуться.
С первых дней жизни важно стараться создать у малыша положительное отношение ко всем элементам ухода за ним. Для этого никогда нельзя подходить к младенцу с мрачным лицом, раздражаться при выполнении тех или иных процедур. Ласковое, заботливое и осторожное выполнение мероприятий по уходу приведет к тому, что даже самые неприятные из них не будут вызывать протеста и сопротивления и не станут причиной капризов и непослушания в будущем.
Развитие навыков самообслуживания в возрасте от 5 до 8 месяцев
Сейчас учите вашего ребёнка:
- Есть с ложки протёртые овощные супы, каши, пюре, тёртое яблочко.
- Пить из обычной чашки. Чашку держит взрослый. Поначалу наливайте в неё немного жидкости на случай, если малышу захочется держать чашку самостоятельно.
Для того, чтобы у вашего малыша сложилось положительное отношение к одеванию, старайтесь выполнять все действия спокойно, без лишней суеты. Хорошо что-нибудь напевать или приговаривать, например: "Сейчас мы будем одеваться, спрячем ручки. Где ручки? Вот они!" и так далее. Можно отвлечь ребёнка игрушкой. Те же советы могут быть применимы и к другим режимным моментам: еде, мытью; укладыванию в постель.
Ребёнок может отказываться от незнакомой пищи. Обычно помогает словесная подготовка. Например, мама говорит: "Сейчас мы будем есть что-то очень вкусное." Затем пробует сама и жмурится от удовольствия: "М-м-м, как вкусно!"
Уже можно "высаживать" ребёнка на горшок: подержите его над тазиком или ванной после сна и еды, произнося соответствующие звуки. Но опять же – не раздражайтесь, если у малыша ничего не получается.
Соблюдение режима приносит пользу не только для здоровья, но и для выработки полезных навыков. Постоянное повторение в определённой последовательности одних и тех же действий помогают ребёнку реагировать на внешние условия без лишней затраты сил. Спокойствие, последовательность, внимание и доброжелательность взрослых формирует у ребёнка доверие к ним и положительное отношение к их действиям.
Развитие навыков самообслуживания в возрасте от 8 до 12 месяцев
Сейчас продолжайте учить вашего ребёнка:
- Есть за столом.
- Есть с ложки разнообразную пищу.
- Пить из обычной чашки, которую держит взрослый. Поощряйте попытки малыша держать чашку и пить из неё самостоятельно.
- Есть хлеб или очищенное от кожуры яблоко, держа его в руке.
Перед едой всегда мойте малышу руки.
Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид.
Положите на стол салфетку. Во время обеда ставьте ему блюда по очереди: сначала первое, затем второе, а затем уже напиток. Используйте посуду, на дне которой есть рисунок, малыш, съедая всю порцию, открывает картинку. Не накладывайте сразу много еды в тарелку малышу, лучше положите добавку. И ни в коем случае не запихивайте ему еду насильно.
Ребёнок может отказываться от незнакомой пищи. Обычно помогает словесная подготовка. Например, мама говорит: "Сейчас мы будем есть что-то очень вкусное." Затем пробует сама и жмурится от удовольствия: "М-м-м, как вкусно!"
Позвольте малышу намазать варенье или йогурт на печенье – это поможет формированию положительного отношения к еде.
Для того, чтобы у вашего малыша сложилось положительное отношение к одеванию, старайтесь выполнять все действия спокойно, без лишней суеты. Хорошо что-нибудь напевать или приговаривать, например: "Сейчас мы будем одеваться, спрячем ручки. Где ручки? Вот они!" и так далее. Можно отвлечь ребёнка игрушкой. Те же советы могут быть применимы и к другим режимным моментам: еде, мытью; укладыванию в постель.
Уже можно "высаживать" ребёнка на горшок: подержите его над тазиком или ванной после сна и еды, произнося соответствующие звуки. Но опять же – не раздражайтесь, если у малыша ничего не получается.
Во время мытья дайте ребёнку губку, чтобы он мог, подражая вам мыть свои ручки, ножки, животик. Проделайте то же самое с полотенцем во время вытирания.
Если малыш отказывается садиться в ванной, можно мыть его стоящим под "дождиком" из лейки или душа. Чтобы снизить неприятные ощущения ребёнка от мытья головы, можно использовать специальный козырёк.
Готовя ребёнка ко сну, негромко включите спокойную музыку. В сочетании с традиционными действиями перед сном (умыванием, подготовкой кроватки, пожеланием "спокойной ночи" родным и игрушкам) помогут положительно настроить ребёнка и избежать капризов.
Также необходимо научиться правильно будить ребёнка после сна. Делайте это ласково, спокойно, не повышая голос и не дёргая малыша.
Соблюдение режима приносит пользу не только для здоровья, но и для выработки полезных навыков. Постоянное повторение в определённой последовательности одних и тех же действий помогают ребёнку реагировать на внешние условия без лишней затраты сил. Спокойствие, последовательность, внимание и доброжелательность взрослых формирует у ребёнка доверие к ним и положительное отношение к их действиям.
Развитие навыков самообслуживания в возрасте от 1 до 1,5 лет
Ниже перечислены те способности и действия, которыми ребёнок может овладеть на данном этапе развития:
- самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться ложкой;
- мыть и вытирать руки полотенцем с помощью взрослого;
- пользоваться салфеткой с помощью взрослого;
- снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку с помощью взрослого;
- приводить в порядок одежду с помощью взрослого;
- убирать игрушки на место с помощью взрослого;
Если ребёнок не сопротивляется, то можно высаживать его на горшок после сна, еды. Пример может показывать игрушка или старший ребёнок. Если же малыш протестует, то не настаивайте и ни в коем случае не ругайте его, иначе у него может сформироваться негативное отношение к горшку.
Участие в домашних делах, выполнение маленьких дел и поручений способствует развитию у ребёнка самостоятельности и ответственности.
Позвольте вашему малышу помогать вам в уборке квартиры, стирке, приготовлении пищи и мытье посуды. Ребёнку вполне по силам относить грязное бельё в стирку или споласкивать небьющиеся чашечки, стирать носочки или кукольную одежду или размешивать в миске муку с водой.
Если вы будете терпимы к неизбежным промахам, щедры на похвалу ребёнку за его конкретные старания, то помимо развития определённых навыков у ребёнка будет формироваться сознание собственной значимости, что важно для развития полноценной личности.
Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид.
Положите на стол салфетку. Во время обеда ставьте ему блюда по очереди: сначала первое, затем второе, а затем уже напиток. Используйте посуду, на дне которой есть рисунок, малыш, съедая всю порцию, открывает картинку. Не накладывайте сразу много еды в тарелку малышу, лучше положите добавку. И ни в коем случае не запихивайте ему еду насильно.
Когда ребёнок ест кашу или другую густую пищу, дайте ему чайную ложку. Вложите её правильно в руку малыша. Возьмите его руку в свою и помогите ему зачерпнуть ложкой немного каши. Направьте руку ребёнка к его рту, приговаривая: “Вот как здорово у тебя получается!” Постепенно ребёнок научится самостоятельно справляться с ложкой. На первых порах ребёнок может уставать от однообразных движений. Чтобы сократить время еды и предотвратить утомление, возьмите другую ложечку и покормите малыша.
В течении дня обращайте внимание ребёнка на грязный нос, расстегнувшуюся пуговицу, расшнуровавшийся ботинок. Делайте это тактично. Тихо сообщите об этом малышу, подозвав его к себе. Помогите устранить неполадки.
Хорошо, если к полутора годам ребёнок научится самостоятельно обращать внимание на всё это и вместе со взрослым справляться с этими проблемами.
В этот период нарастают осмысленные двигательные умения ребенка. Он уже хорошо знает, что ему надо делать при переодевании, принимает при этом соответствующую позу, просовывает ножки и ручки в одежду, которую держит взрослый. При раздевании сам снимает шапочку, носочки. Поощряйте эти действия малыша.
Не следует оставлять ребенка в мокрых штанах, чтобы он к этому не привыкал. С полутора лет можно учить его самому проситься на горшок. Но даже, если малыш этого не делает в 2 года, наказывать его нельзя. Наказания могут привести к противоположному эффекту.
Основная часть детей овладевает способностью самостоятельно пользоваться горшком практически только к 3 годам.
"Расстегни и застегни". Научиться справляться с простейшими застёжками ребёнку помогут игры с предметами, которые можно расстёгивать и застёгивать. Дайте ребёнку кошелёчек, сумку или сшейте для его любимой игрушки костюмчик с застёжками (липучками или крупной молнией). Покажите малышу, как можно расстёгнуть, а потом застегнуть застёжки. Пусть он постепенно осваивает необходимые навыки.
Если у вас возникают проблемы с одеванием, попробуйте воспользоваться какой-нибудь игрой, отвлекающей малыша:
"Перемены". Посадите ребёнка перед зеркалом, чтобы он мог наблюдать за переменами, которые происходят с ним в процессе переодевания.
"Песенка" Держа малыша на руках, напевайте ему "одевальную" песенку, например: "Оденем мы сынишки тёплые штанишки (одеваем дочке тёплые чулочки), а на ножки, а на ножки тёплые сапожки..." Песенку может заменить любимый стишок ребёнка, потешка, сказка).
"Выбиралочка". Предлагайте малышу одеть на выбор ту или иную кофту, шарф, шапку...
"Путаница". Говорите малышу, например, так: "Сейчас я возьму ботинок и надену тебе на ухо, так? Нет? А куда?" Если вдруг малыш не заметит ошибку и не исправит вас, попросите исправить ошибку игрушечного медвежонка или куклу.
Все эти игры помогают малышу спокойней переносить одевание, почувствовать свою самостоятельность.
"Умывалочка". Для формирования положительного отношения к умыванию используйте весёлые стихи, потешки, например:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Купание. Во время мытья дайте ребёнку губку, чтобы он мог, подражая вам мыть свои ручки, ножки, животик. Проделайте то же самое с полотенцем во время вытирания.
Если малыш отказывается садиться в ванной, можно мыть его стоящим под "дождиком" из лейки или душа. Чтобы снизить неприятные ощущения ребёнка от мытья головы, можно использовать специальный козырёк.
Формирование культурно-гигиенических навыков
Формирование санитарной культуры ребенка начинается с самого раннего возраста. Гигиеническое воспитание заключается в первую очередь в обеспечении правильного гигиенического ухода за телом малыша.
Гигиенические мероприятия в течение дня проводятся многократно. Повышенный контакт с предметами окружающей среды требует большого внимания к чистоте кожи и одежды. Надо приучить ребенка к постоянному мытью рук не только перед едой, но и по мере их загрязнения.
Утренняя водная процедура (душ, обливание или обтирание) способствует очищению кожи, но не может заменить общую гигиеническую ванну.
На втором году жизни ребенка можно купать через день или даже 2 раза в неделю. Однако ежевечернее купание пойдет только на пользу ребенку. При кожных высыпаниях экзематозного типа частые водные процедуры не показаны (могут вызвать обострение). Водные процедуры утренние и вечерние не исключают обливание ног, так как это не только гигиеническая, но и закаливающая процедура.
Для закрепления и развития гигиенических навыков нужно широко использовать подражательные способности. Дети, которые не видят, как умываются взрослые, трут себе ладошкой одни глаза и иногда нос. То же относится и к уходу за волосами. Их надо стричь таким образом, чтобы ребенок сам мог причесываться.
Ребенок, как ему ни объясняй, не поймет смысла полоскания рта и чистки зубов, но он всегда повторит и довольно ловко все эти действия за взрослым. Малышу до трехлетнего возраста, после того как он поелозил зубной щеткой во рту, необходимо помогать чистить зубы с пастой: сначала губную поверхность, а потом нёбную. Необходимо сочетать продольные движения мягкой щетки с поперечными. Таким образом удаляются все застрявшие между зубами частицы пищи, а зубная эмаль очищается от солей, образующих зубной камень. Зубы надо чистить вечером перед сном (после этого ребенку ничего не нужно давать в рот) и во время утреннего его туалета. Ребенка нужно научить споласкивать зубную щетку, обмывать стакан или чашечку и ставить щетку сушить.
!!! Всё, что малыш в состоянии делать самостоятельно, он должен делать без вашей помощи !!!
Развитие навыков самообслуживания от 1,5 до 2 лет
В развитии ребёнка наступает момент, когда он изъявляет желание активно участвовать в происходящем. Не стоит пугаться заявлению ребёнка: “Я сам!” Постарайтесь поддержать его стремление к самостоятельности.
На данном этапе развития самостоятельные действия для ребёнка новы и поэтому интересны. Частые упражнения приводят к желаемому результату. Ребёнок растёт самостоятельным, увлечённым.
Вы считаете, что он ещё слишком мал, что во время самостоятельной еды много проносит мимо рта и пачкается? Пусть это вас не тревожит – немного терпенья, и малыш научится есть аккуратно. Но, если Вы настоите на своём, и не дадите малышу проявлять самостоятельность, вам следует приготовиться к тому, что, когда вы посчитаете, что он достаточно взрослый, и должен есть сам, малыш скажет: “Корми меня! Я ещё маленький!” Потом вы будете делать за него всё, кормить, убирать постель, делать уроки. Не хотите? Тогда наберитесь терпения, и вы облегчите дальнейшую жизнь и себе и ребёнку.
Для начала, ребёнку предстоит научиться самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, умываться, мыть и вытирать руки, следить за тем, чтобы выглядеть опрятным.
Ниже перечислены те способности и действия, которыми ребёнок может овладеть на данном этапе развития
- самостоятельно мыть руки после прогулки и перед едой (взрослый только включает воду);
- правильно пользоваться полотенцем;
- самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться ложкой;
- пользоваться салфеткой по словесному указанию взрослого;
- с помощью взрослого пользоваться носовым платком;
- снимать колготки, носки, ботинки, шапку и надевать их с небольшой помощью взрослого;
- аккуратно складывать одежду;
- убирать игрушки на место с помощью взрослого.
Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид.
Положите на стол салфетку. Во время обеда ставьте ему блюда по очереди: сначала первое, затем второе, а затем уже напиток. Используйте посуду, на дне которой есть рисунок, малыш, съедая всю порцию, открывает картинку. Не накладывайте сразу много еды в тарелку малышу, лучше положите добавку. И ни в коем случае не запихивайте ему еду насильно.
Каждый раз перед едой предлагайте ребёнку вымыть руки. Объясняйте ему, что и в какой последовательности вы делаете: “Сейчас мы засучим рукава, чтобы не намокли. Теперь возьмём мыло”.
Многократно показывайте ребёнку, как правильно выполнять разнообразные действия. Постепенно давайте ребёнку самостоятельно выполнять некоторые действия. Объясняйте, что водичку надо включать тек, чтобы она не сердилась и не брызгалась, а текла тихо и ласково. Тогда, если малыш сделает что-то не так, можно спокойно посоветовать: “Что-то твоя водичка сердится. Успокой её”. Вытирая ребёнку руки, объясняйте, что это его полотенце, что каждый должен вытираться своим полотенцем и вешать его на место.
Даже, когда малыш научиться делать всё самостоятельно его надо контролировать, чтобы вовремя прийти на помощь.
Перед едой повязывайте ребёнку салфетку. Покажите малышу, как ею пользоваться – вытирать рот по мере надобности. Хвалите малыша, когда у него получается есть опрятно и не ругайте за промахи.
Учите ребёнка после прогулки раскладывать свои вещи по местам, после игры убирать свои игрушки, перед сном складывать свою одежду аккуратно, вешать на место полотенце. Всё это ребёнок может делать самостоятельно, но взрослые, принимающие участие в воспитании ребёнка, должны одинаково требовательно, но ласково, без нажима формировать эти умения и навыки. Непоследовательность и не согласованность требований может привести не только к отказу выполнять то или иное поручение, но и к срывам его нервной системы.
Не следует оставлять ребенка в мокрых штанах, чтобы он к этому не привыкал. С полутора лет можно учить его самому проситься на горшок. Но даже, если малыш этого не делает в 2 года, наказывать его нельзя. Наказания могут привести к противоположному эффекту.
Основная часть детей овладевает способностью самостоятельно пользоваться горшком практически только к 3 годам.
Для того, чтобы ребёнок тренировался в самостоятельных действиях со шнурками и различными застёжками, сшейте для его любимой игрушки (куклы, зайки, мишки) одёжку с 2 – 3 пуговками, молнией, кнопками; пинетки на шнуровке с 2 – 4 дырочками.
Покажите сначала, как действовать с какой-нибудь застёжкой. Сопровождайте свои действия словами: “Сейчас мы оденем лялю, застегнём молнию. Вот так”. После этого предложите ребёнку справиться с застёжкой самостоятельно. Для начала, пусть расстегнёт её сам, а потом учиться застёгивать.
Постепенно добавляйте кукле в гардероб одежду с другими застёжками, каждый раз, терпеливо показывая ребёнку как обращаться с застёжкой. Постепенно навыки из игры войдут в обычную его жизнь.
"Мойдодыр" Для формирования положительного отношения к умыванию используйте различные стихотворения, например:
Моем, моем трубочиста (К. Чуковский) |
Если руки наши в ваксе, (по О. Тарнопольской) |
Формирование культурно-гигиенических навыков
Формирование санитарной культуры ребенка начинается с самого раннего возраста. Гигиеническое воспитание заключается в первую очередь в обеспечении правильного гигиенического ухода за телом малыша.
Гигиенические мероприятия в течение дня проводятся многократно. Повышенный контакт с предметами окружающей среды требует большого внимания к чистоте кожи и одежды. Надо приучить ребенка к постоянному мытью рук не только перед едой, но и по мере их загрязнения.
Утренняя водная процедура (душ, обливание или обтирание) способствует очищению кожи, но не может заменить общую гигиеническую ванну.
На втором году жизни ребенка можно купать через день или даже 2 раза в неделю. Однако ежевечернее купание пойдет только на пользу ребенку. При кожных высыпаниях экзематозного типа частые водные процедуры не показаны (могут вызвать обострение). Водные процедуры утренние и вечерние не исключают обливание ног, так как это не только гигиеническая, но и закаливающая процедура.
Для закрепления и развития гигиенических навыков нужно широко использовать подражательные способности. Дети, которые не видят, как умываются взрослые, трут себе ладошкой одни глаза и иногда нос. То же относится и к уходу за волосами. Их надо стричь таким образом, чтобы ребенок сам мог причесываться.
Ребенок, как ему ни объясняй, не поймет смысла полоскания рта и чистки зубов, но он всегда повторит и довольно ловко все эти действия за взрослым. Малышу до трехлетнего возраста, после того как он поелозил зубной щеткой во рту, необходимо помогать чистить зубы с пастой: сначала губную поверхность, а потом нёбную. Необходимо сочетать продольные движения мягкой щетки с поперечными. Таким образом удаляются все застрявшие между зубами частицы пищи, а зубная эмаль очищается от солей, образующих зубной камень. Зубы надо чистить вечером перед сном (после этого ребенку ничего не нужно давать в рот) и во время утреннего его туалета. Ребенка нужно научить споласкивать зубную щетку, обмывать стакан или чашечку и ставить щетку сушить.
!!! Всё, что малыш в состоянии делать самостоятельно, он должен делать без вашей помощи!!!
Развитие навыков самообслуживания от 2 до 2,5 лет
Ниже перечислены те способности и действия, которыми ребёнок может овладеть на данном этапе развития:
- самостоятельно или с небольшой помощью мыть руки и вытирать их насухо полотенцем;
- снимать и надевать одежду, обувь при небольшой помощи взрослого;
- расстёгивать и застёгивать большие пуговицы спереди;
- развязывать шнурки ботинок;
- аккуратно складывать снятую одежду;
Для того, чтобы ребёнок тренировался в самостоятельных действиях со шнурками и различными застёжками, сшейте для его любимой игрушки (куклы, зайки, мишки) одёжку с 2 – 3 пуговками, молнией, кнопками; пинетки на шнуровке с 2 – 4 дырочками.
Покажите сначала, как действовать с какой-нибудь застёжкой. Сопровождайте свои действия словами: “Сейчас мы оденем лялю, застегнём молнию. Вот так”. После этого предложите ребёнку справиться с застёжкой самостоятельно. Для начала, пусть расстегнёт её сам, а потом учиться застёгивать.
Постепенно добавляйте кукле в гардероб одежду с другими застёжками, каждый раз, терпеливо показывая ребёнку как обращаться с застёжкой. Постепенно навыки из игры войдут в обычную его жизнь.
"Мойдодыр". Для формирования положительного отношения к умыванию используйте различные стихотворения, например:
Моем, моем трубочиста (К. Чуковский) |
Если руки наши в ваксе, (по О. Тарнопольской) |
Формирование культурно-гигиенических навыков
Чтобы потом вам не пришлось краснеть за вашего ребёнка, уже сейчас учите его правилам культурного поведения
- правильно держать и по назначению использовать столовые приборы;
- накрывать на стол, правильно располагая посуду;
- опрятно есть, пользоваться салфеткой;
- замечать неопрятность в одежде и приводить себя в порядок с помощью взрослого;
- пользоваться носовым платком;
- вытирать ноги у входа в помещение;
Учите ребёнка в соответствующих ситуациях употреблять выражения: “Спасибо. Пожалуйста. Здравствуйте. До свидания. Будьте здоровы” и т.п.
"Встречаем гостей". Это занятие помогает закрепить некоторые правила и навыки культуры поведения во время еды, воспитывает приветливость, заботливость, учит правильно называть некоторые предметы посуды, формировать представления об их функциях.
Расскажите своему ребёнку, что к нему в гости придёт кукла Катя, обсудите встречу куклы: что и как необходимо сделать, с чего начать, какие слова приветствия использовать при встрече. Предложите ребёнку накрыть праздничный стол для куклы Кати. Рассмотрите и расстановку предметов, обговорите их предназначение (побуждайте ребенка к проговариванию слов). Пусть теперь придёт долгожданная кукла Катя, “встретьте” её, угостите тем, что “приготовил” ребёнок, проговаривая ваши действия. Говорите побольше вежливых слов.
Возможно, готовясь к встрече настоящих гостей, вы тоже доверите часть работы ребёнку, он может раскладывать ложки, салфетки. Расскажите о том, как будет приятно гостям, когда они сядут вместе с вами за красиво накрытый стол.
Развитие навыков самообслуживания от 2,5 до 3 лет
Ниже перечислены те способности и действия, которыми ребёнок может овладеть на данном этапе развития:
- самостоятельно или с небольшой помощью мыть руки и вытирать их насухо полотенцем;
- снимать и надевать одежду, обувь при небольшой помощи взрослого;
- расстёгивать и застёгивать большие пуговицы спереди;
- развязывать шнурки ботинок;
- аккуратно складывать снятую одежду;
Детей часто мучают вопросы, почему можно и нужно делать "это" и нельзя делать "то". Необходимо спокойно и доступно объяснить малышу причины того или иного запрета и последствия его невыполнения. При этом не нужно его запугивать, а достаточно взять с него слово не трогать эти предметы. Кроме того, вы не должны отступаться просто так от своих слов. Вряд ли малыш будет слушаться ваших запретов, если один раз вы запретите ему открыть окно в машине, а в другой раз разрешите.
Выполнение маленьких дел и поручений способствует приобретению определенной сноровки, а главное - развитию самостоятельности и ответственности. И чем больше у малыша возможностей, тем лучше. Конечно же, не обойдется без сложностей, но это научит ваше сокровище самостоятельно справляться с ними. Если малыш никак не может попасть пуговицей в петлю на рубашке, вы не должны бросаться помогать ему, а стараться поддержать, пусть малыш приложит определенные усилия, пока, наконец, не научится с легкостью застегивать эти пуговицы. Постепенно малыш привыкнет к тому, что, так же как мама и папа, он должен и может что-то делать сам, например: накрывать на стол, мыть фрукты и овощи, класть грязную одежду в стиральную машину и т.д.
Мудрые взрослые позволят ребенку экспериментировать в безопасных ситуациях, контролируя не столько действия малыша, сколько пространство вокруг него. Они позволяют ему отбежать на несколько шагов, но не дают пропасть из виду, разрешают пробовать еду ложкой, но отодвинут нож, позволят проползти под столом, но помогут пригнуть голову и не ушибиться. такое отношение помогает ребёнку приобрести уверенность в себе и осознать, что "я сам - это хорошо".
Для того, чтобы ребёнок тренировался в самостоятельных действиях со шнурками и различными застёжками, сшейте для его любимой игрушки (куклы, зайки, мишки) одёжку с 2 – 3 пуговками, молнией, кнопками; пинетки на шнуровке с 2 – 4 дырочками.
Покажите сначала, как действовать с какой-нибудь застёжкой. Сопровождайте свои действия словами: “Сейчас мы оденем лялю, застегнём молнию. Вот так”. После этого предложите ребёнку справиться с застёжкой самостоятельно. Для начала, пусть расстегнёт её сам, а потом учиться застёгивать.
Постепенно добавляйте кукле в гардероб одежду с другими застёжками, каждый раз, терпеливо показывая ребёнку как обращаться с застёжкой. Постепенно навыки из игры войдут в обычную его жизнь.
Показывайте ребёнку пример, как надо следить за своим внешним видом, за порядком. Выполняя какую-то работу, можно сопровождать свои действия стихами. Ребёнок воспримет это как игру и будет охотнее повторять аналогичные действия. Например, застилая кровать и умываясь, можно приговаривать:
Кто умеет? |
Я сегодня утром рано (А. Кузнецова.) |
Формирование культурно-гигиенических навыков
Чтобы потом вам не пришлось краснеть за вашего ребёнка, уже сейчас учите его правилам культурного поведения
- правильно держать и по назначению использовать столовые приборы;
- накрывать на стол, правильно располагая посуду;
- опрятно есть, пользоваться салфеткой;
- замечать неопрятность в одежде и приводить себя в порядок с помощью взрослого;
- пользоваться носовым платком;
- вытирать ноги у входа в помещение;
Учите ребёнка в соответствующих ситуациях употреблять выражения: “Спасибо. Пожалуйста. Здравствуйте. До свидания. Будьте здоровы” и т.п.
Предложите ребёнку помочь вам накрыть стол к обеду (ужину). Если вы боитесь за то, что малыш может что-то пролить или разбить, то потренируйтесь сначала на кукольной посудке или одноразовой пластмассовой посуде… Перед сервировкой рассмотрите столовую посуду, расскажите малышу о её назначении. Когда ребёнок усвоит назначение приборов, поинтересуйтесь у него: "Ты помнишь для чего нам нужна глубокая тарелка?"
Сервируя стол проговаривайте вслух простые правила: "Чашка или стакан для сока ставится ЗА тарелочку, ложку положим ОКОЛО тарелки и т.д."
Поблагодарите малыша за помощь, пожелайте друг другу приятного аппетита!
Подготовила медицинский психолог Зинина А.Г.
Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста является необходимой базой для формирования адекватного взаимодействия с окружающим миром через овладение образом своего тела. Терапевтическая концепция Монтессори-педагогики в целом построена на определяющей роли активной целенаправленной предметно-практической деятельности для «нормализации» и преодоления нарушений развития ребенка. Характер терапевтического воздействия — комплексный, позволяющий осуществлять реабилитацию детей с широким спектром сомато-сенсорных, сомато-моторных и сенсорно-перцептивных расстройств (Milz I., 1999). К недостаткам метода можно отнести его недифференцированность при составлении реабилитационных программ для коррекции различных видов нарушений психической деятельности в целом и при выборе упражнений для индивидуальной коррекционной работы.
Цель: исследование возможности использования на занятиях по методу М. Монтессори контрольного списка по определению актуального возраста самостоятельности ребенка для постановки конкретных, измеримых, достижимых, актуальных и ограниченных по времени целей (SMART).
Задачи: оценить возможности ребенка раннего возраста, проанализировать полученную информацию и определить, какие функциональные социальные навыки ему необходимо освоить в первую очередь.
Методы: теоретический анализ и обобщение данных литературных источников, тестирование показателей, характеризующих специфику развития навыков самообслуживания детей раннего возраста в соответствии с онтогенезом ребенка; использование Мюнхенской функциональной диагностики для измерения социальной компетенции детей от 0 до 3 лет.
Исследование осуществлялось на протяжении 2023 года. Проводилось изучение специальной научно–методической литературы, по избранной теме обследовано 20 детей в возрасте от 2 до 4,5 лет с органическим поражением ЦНС, расстройствами развития речи различной степени тяжести, находившихся на лечении в ГУЗ ТО «Клинический центр детской психоневрологи». Методика диагностики самостоятельности включала следующие пробы:
Диагностика самостоятельности
Задания | Возраст ребенка на момент обследования в месяцах | ||||||
24-27 | 27-30 | 30-33 | 33-36 | 36-42 | 42-48 | 48-54 | |
1.*Съедает содержимое тарелки ложкой, немного пачкаясь | + | до 28 | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ |
2.*Снимает футболку/майку | + | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ |
3.*Надевает обувь | + | + | до 31 | ++ | ++ | ++ | ++ |
4.*Надевает футболку/майку | + | + | до 31 | ++ | ++ | ++ | ++ |
5.*Моет руки с мылом и вытирает их полотенцем | от 25 | + | до 31 | ++ | ++ | ++ | ++ |
6.*Расстегивает бол. пуговицы | от 26 | + | + | до 35 | ++ | ++ | ++ |
7.*Иногда сухой в течение дня | – | + | + | + | до 37 | ++ | ++ |
8.*Иногда сухой после обед. сна | – | от 28 | + | + | до 38 | ++ | ++ |
9.*Сухой и чистый в течение дня | – | – | + | + | до 41 | ++ | ++ |
10.*Сам одевает штаны | – | – | от 31 | + | + | ++ | ++ |
11.*Как правило, сухой ночью | – | – | – | + | + | до 45 | ++ |
12.*Полностью одевается под руководством | – | – | – | – | + | + | до 49 |
Задание 1. Съедает содержимое тарелки ложкой, чуть испачкавшись.
Выполнение. Экспериментатор опрашивает родителей, съедает ли уже их ребенок содержимое тарелки ложкой, испачкавшись при этом только чуть-чуть. Если имеется достаточно времени, это можно также наблюдать, если в распоряжении есть тарелка, ложка и стаканчик с фруктовыми пюре, и ребенок голоден.
Правильное решение. Иногда ребенок съедает содержимое тарелки без помощи ложкой, чуть испачкавшись.
Задание 2. Снимает нижнюю сорочку.
Выполнение. Экспериментатор опрашивает родителей, не снимает ли их ребенок сам майку или футболку.
Правильное решение. Ребенок сам снимает майку или футболку.
Задание 3. Надевает обувь.
Выполнение. Экспериментатор опрашивает родителей и заботится о том, чтобы ребенок короткое время мог ходить, бегать или прыгать без обуви.
Когда наступает время уходить, он и родители дают ребенку удобный случай самостоятельно взять обувь и надеть их, если это позволяет застежка для обуви.
Правильное решение. Ребенок сам надевает обувь, если хочет уйти, при наличии шнурков завязывать их не должен.
Задание 4. Одевает майку или футболку.
Выполнение. Экспериментатор опрашивает родителей, одевает ли их ребенок сам майку без рукавов или футболку, если ему правильно ее подают.
Правильное решение. Ребенок иногда без помощи одевает майку без рукавов или футболку. Родители могут при этом подать ему майку или футболку в руки правильно.
Задание 5. Моет руки с мылом и вытирает их полотенцем.
Выполнение. Об этом задании можно расспросить, а также проверить его в ситуации обследования. Предпосылкой для этого является то, что ребенок может хорошо достать до умывальника и видит смысл помыть руки.
Правильное решение. Ребенок самостоятельно моет руки с мылом и вытирает их полотенцем. Руки не обязательно должны быть после этого чистыми и сухими; ребенок однако, должен сам распознать весь процесс и иногда выполнять его.
Задание 6. Сам расстегивает большие пуговицы.
Выполнение. Родителей спрашивают, может ли их ребенок сам расстегивать большие пуговицы, которые легко достать. Если ребенок имеет при этом предмет одежды с большими пуговицами, это задание можно также легко проверить в ситуации обследования.
Правильное решение. Ребенок сам расстегивает пуговицы на одежде, которые он достает двумя руками, и которые он может видеть.
Задание 7. Иногда остается сухим в течение дня.
Выполнение. Экспериментатор опрашивает родителей, сообщает ли уже их ребенок при случае в течение дня, что ему надо в туалет или идет туда самостоятельно, так что остается сухим.
Правильное решение. Ребенок в течение дня остается сухим, иногда еще однако используются подгузники, особенно если родители уезжают.
Задание 8. Иногда остается сухим во время обеденного сна.
Выполнение. Экспериментатор спрашивает родителей, остается ли их ребенок сухим во время обеденного сна.
Правильное решение. Ребенок иногда во время обеденного сна остается сухим при этом все еще могут использоваться подгузники.
Задание 9. В течение дня, как правило, сух и чист.
Выполнение. Экспериментатор спрашивает родителей, носит ли еще их ребенок подгузники или он сух и чист.
Правильное решение. В течение дня ребенку больше не нужны подгузники, так как, как правило, он сух и чист, за исключением нескольких случаев в неделю.
Задание 10. Сам одевает штаны.
Выполнение. Экспериментатор опрашивает родителей, одевает ли их ребенок сам штаны. Поскольку в этом возрасте часто носят штаны с нагрудником, ребенку не надо самому натягивать лямки на плечи или навешивать их.
Правильное решение. Иногда ребенок самостоятельно одевает штаны или штаны с нагрудником до лямок.
Задание 11. Как правило, сухой ночью.
Выполнение. Экспериментатор спрашивает родителей, требуются ли еще ночью ребенку подгузники, или он в большинстве случаев сухой.
Правильное решение. Как правило, ребенку также ночью не нужны больше подгузники. Он редко бывает ночью мокрым.
Задание 12. Полностью одевается под руководством.
Выполнение. Родителей спрашивают, одевается ли уже их ребенок полностью, если родители кладут ему вещи и помогают при трудных застежках. Родителей просят держаться в стороне при одевании, чтобы экспериментатор мог оценить возможность ребенка одеваться самому.
Правильное решение. Иногда ребенок сам одевает предметы одежды. Родители кладут вещи так, чтобы ребенок мог в них «влезть». Они помогают при трудных застежках.
Выводы
Диагностика структуры самостоятельной деятельности детей с органическими поражениями ЦНС позволяет говорить о наличии существенного отставания в формировании социальных навыков у всей выборки обследованных детей.
Для построения коррекционно-развивающей программы было проведено структурирование навыков самообслуживания детей раннего возраста в соответствии с естественным процессом развития ребенка на основании шкалы измерения навыков самостоятельности детей от 0 до 3 лет Мюнхенской функциональной диагностики. Основное внимание уделялось скорее выявлению сильных сторон и навыков, требующих улучшения, нежели биологическому возрасту конкретного ребенка. Список контрольной шкалы использовался для сравнения способностей ребенка в прошлом с его текущим уровнем, но не с уровнем развития его сверстников (Приложение 1.)
Для оценки целей по системе SMART специалист вместе с родителем ребенка отмечали эффективность работы в ходе коррекционно-развивающих занятий по методу М. Монтессори, что разделяло ответственность и дополнительно мотивировало родителя для дальнейшей самостоятельной работы с ребенком (Приложение 2.).
Оценивая достижение SMART-целей детьми, выявлен положительный результат у 7 пациентов (35 %), частично достигли SMART-цели 10 человек (50%), SMART-цели не достигли в связи с прерыванием коррекционно-развивающей работы из-за соматического заболевания и выписки из Центра 3 человека (15%).
Выполнено медицинским психологом Кыниной Д.
Приложение 1.
Самостоятельность (навыки самообслуживания)
7,5 – 10,5 – снимает шапочку с головы
8,5 – 11 – может взять самостоятельно и есть кусочек хлеба
9 – 12 – пьет, не проливая из чашки или кружки, придерживаемой взрослым
10 – 13,5 – помогает при одевании, разгибая или сгибая руки (ноги)
11 – 15 – снимает самостоятельно расстегнутые (расшнурованные) ботинки
12 – 16,5 – придерживает чашку при питье
13 – 18 – ведет наполненную ложку ко рту, правильно ее поворачивая (может при этом немного пролить)
14 – 19 – накалывает иногда еду на вилку
14,5 – 20 – самостоятельно пьет из чашки
15 – 21 – трет руки друг о друга под струей воды
16 – 22 – съедает, самостоятельно пользуясь ложкой, часть своей порции
17 – 23 – чайной ложкой выполняет по подражанию движение размешивания жидкости в стакане, наполненном на три четверти
18 – 25 – ребенок после умывания самостоятельно вытирает руки (после чего они не обязательно становятся сухими)
19 – 26 – стягивает расстегнутую куртку (анорак, пальто)
20 – 27 – испытывает интерес к процессу физиологических отправлений у взрослых
21 – 28 – может съесть при помощи ложки целую тарелку, мало проливая при этом
22 – 30 – самостоятельно снимает футболку (майку)
23 – 31 – одевает туфли или ботинки (без застежек и шнуровок)
24 – 31 – одевает футболку или майку
25 – 31 – моет руки с мылом и вытирает их
26 – 35 – расстегивает крупные пуговицы
27 – 37 – остается иногда в течение всего дня сухим
28 – 38 – остается сухим в течение дневного сна
30 – 41 – остается сухим и чистым в течение всего дня
31 – 42 – одевает самостоятельно брюки или колготки
33 – 45 – остается сухим в течение ночного сна
36 – 49 – одевается самостоятельно (родители могут помочь разложить вещи или с особенно сложными застежками)
Приложение 2.
Шкала оценки целей по системе SMART
+2 | Наилучший результат | |
+1 | Чуть больше ожидаемого результата | |
0 | Ожидаемый результат | |
-1 | Чуть ниже ожидаемого результата (базовый уровень) | |
-2 | Ухудшение по сравнению с базовым уровнем |
Примерно 5% детей дошкольного возраста могут время от времени переходить на цыпочки при ходьбе. На этапе овладения навыком самостоятельной ходьбы это встречается особенно часто. Со временем, овладев этим навыком, большинство детей опустятся на пятки и сформируют правильный паттерн ходьбы с перекатом с пятки на носок. Но бывает, что ходьба на цыпочках не переходит в ходьбу с опорой на всю стопу. Этот симптом может быть признаком серьезной проблемы.
Отличить «нормальную» ходьбу на цыпочках от патологии иногда бывает сложно. Вот несколько признаков, которые говорят о том, что ходьба на носочках — это, скорее всего, временное явление, которое скоро пройдет:
Ребенок делает несколько шагов на носочках, а затем возвращается к опоре на всю стопу.
- Частота ходьбы на цыпочках снижается.
- Ребенок находится на этапе становления навыка и ходит самостоятельно всего несколько недель.
В таких ситуациях ходьба на носках связана с эмоциональным возбуждением, развитием интереса к окружающему миру, когда хочется дотянуться до каких-либо предметов. Кроме того, спровоцировать рефлекторную ходьбу на носочках может неприятное воспоминание, если малыш наступал на холодный пол или травмировал ступню. Обычно в такой ситуации ребенок проводит меньшую часть времени на носках по отношению ко времени с опорой на полную стопу.
Ходьба на носках может быть видимым симптомом других проблем, которые еще не стали очевидными — со стороны вестибулярной, проприоцептивной, тактильной и зрительной систем. Эти системы являются основой для оптимального развития и движения ребенка. Ходьба на носках может являться признаком нарушения функции сенсорных систем или одним из симптомов РАС.
Следующие ситуации могут стать поводом для беспокойства:
- Первой частью стопы, которая соприкасается с землей, является передняя часть.
- Нет перекатывания стопы с пятки на носок во время ходьбы.
- Возраст ребенка — старше трех лет.
- Есть нарушение равновесия, ребенок часто падает или натыкается на предметы.
- Ребенок испытывает боль в коленях или бедрах.
- Его укачивает в машине.
- Ребенок любит вращение больше, чем другие дети.
- Ему трудно стоять на всей стопе, даже если он старается.
- Ребенок родился недоношенным и/или имел низкий вес при рождении.
- У ребенка проблемы с речью и/или обучением.
Опора на носки при ходьбе может быть связана с нарушением работы головного мозга и говорить о наличии легкой формы ДЦП. Аномалии спинного мозга также бывают причиной ходьбы на цыпочках. Еще одна возможная причина — нарушение периферических нервов, что приводит к разным видам полинейропатий. Кроме того, у ребенка могут быть проблемы с мышцами — от изменения самой структуры мышц из-за распада/нарушения формирования мышечных белков до новообразований в пределах мышцы.
Что будет, если ничего не предпринимать?
- Если причиной ходьбы на цыпочках является серьезная проблема со здоровьем ребенка, то она останется без внимания.
- Могут развиться костные деформации и вторичные ортопедические осложнения.
- Может появиться боль в разных суставах и частях тела, включая ступни, бедра, колени и поясницу.
- Со временем может ухудшаться координация и выносливость ребенка, и, как следствие, успешность в коллективе сверстников.
Важно, чтобы невролог и ортопед осмотрели ребенка, собрали анамнез, при необходимости назначили дополнительные исследования. Если причины ходьбы на цыпочках не установлены, такую ходьбу называют идиопатической.
Информация подготовлена врачом-неврологом Е.А. Григорьевой.
Служба ранней помощи бесплатно помогает родителям детей от 0 до 3 лет с особенностями развития.
В службе ранней помощи решают психологические, юридические, организационные вопросы и занимаются полноценным интеллектуальным и физическим развитием малыша.
Специалисты службы ранней помощи учат семьи успевать заниматься повседневными делами и помогать ребенку развиваться и учиться, консультируют по любым возникающим вопросам.
КАКИМ ДЕТЯМ НУЖНА РАННЯЯ ПОМОЩЬ?
Ранняя помощь нужна детям, если
- им сразу после рождения поставили медицинский диагноз
- они родились раньше срока или находились в отделении интенсивной терапии новорожденных
- их развитие идет медленнее, чем у сверстников или отличается от типичных путей развития
В программу включаются семьи с детьми, у которых диагностировано одно из заболеваний
- церебральные и спинальные параличи
- генетические синдромы и хромосомные аберрации
- наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы
- врожденные аномалии развития ЦНС и других органов и систем (расщелины неба, грубые деформации конечностей и т. п.)
- органические поражения ЦНС (любой этиологии)
- поведенческие, сенсорные, речевые и другие интеллектуальные расстройства
Раннюю помощь также получают дети
- недоношенные и маловесные дети (рожденные с массой тела менее 1 500 граммов)
- находящиеся в сложной жизненной ситуации
- из неблагополучных семей
КАКИЕ КОМПЛЕКСНЫЕ УСЛУГИ ОКАЗЫВАЮТ ДЕТЯМ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ И ИХ РОДИТЕЛЯМ?
Специалисты службы ранней помощи
- занимаются физическим и психическим развитием детей
- адаптируют детей к бытовым ситуациям
- помогают улучшить отношения между детьми и семьей или опекунами
- интегрируют детей в общество
- повышают компетенции родителей/опекунов
Какие услуги оказывают специалисты службы ранней помощи?
- помогают справиться с тревожностью
- привлекают команду специалистов ранней помощи, которые оценят возможности и способности ребенка
- помогают ребенку самостоятельно приобрести необходимые навыки
- обучают окружающих ребенка людей тому, как правильно с ним взаимодействовать
- разрабатывают и реализовывают индивидуальную программу ранней помощи — ИПРП
Какие специалисты работают в службе ранней помощи?
- координатор семьи
- педиатр
- специалист по двигательному развитию
- невролог
- педагог-психолог
- специальный педагог
- учитель-дефектолог
- логопед
* Точный список специалистов в команде семьи может отличаться и зависит от учреждения, в котором реализуется ИПРП.
Уважаемые родители!
-
-
-
- ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ КАКИЕ-ЛИБО ОПАСЕНИЯ ПО ПОВОДУ РАЗВИТИЯ МАЛЫША, ОБРАЩАЙТЕСЬ ЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОМОЩЬЮ КАК МОЖНО РАНЬШЕ!
-
-
Единый многоканальный телефон - 129 ГУ ТО «Областного центра помощи семье и детям».
Материал подготовлен врачом-педиатром Корниловой И.Ю.
Нейросонография - это диагностика головного мозга детям через родничок, или, сокращенно, НСГ.
НСГ головного мозга новорожденных возможно делать с момента рождения до одного года. Ультразвуковые волны, используемые в ходе проведения исследования, абсолютно безвредны для малышей.
НСГ головного мозга новорожденных на сегодняшний день является одним из самых эффективных методов выявления различных отклонений, связанных с нервной системой.
НСГ выявляет:
- Внутричерепные кровоизлияния
- Различные кистозные поражения мозга
- Последствия гипоксически-ишемических поражений головного мозга
- Аномалии развития головного мозга
- Гидроцефалию
- Опухоли и врожденные аномалии сосудов головного мозга
Показаниями для исследования могут служить:
- Родовспоможение путем кесарева сечения, стремительные роды, или недоношенность плода.
- Дефицит массы тела.
- Оценка новорожденного по шкале Апгар 7/7 или ниже.
- Крупный ребенок с большим весом.
- Внутриутробные инфекции.
- Гипоксия.
- Резус-конфликт беременности.
- Аномалии развития.
- Травмы, полученные ребенком в период родов.
- Набухшие роднички (указывают на высокое внутричерепное давление).
- Травмы головы бытовые.
- Неврологическая патология (парезы, мышечную гипотрофию).
- Деформации черепа (нестандартная форма).
- Опухоли и воспалительные процессы.
- Наличие отягощенного анамнеза.
Нужна ли подготовка?
Данное обследование абсолютно безвредно для ребенка. Никакой подготовки НСГ головного мозга новорожденных не требует. Процедура безболезненна, дискомфорта малышу она не доставит. Мать может присутствовать и задавать врачу интересующие ее вопросы.
Подготовила врач- ультразвуковой диагностики Литвинова Г.В.
В целях развития региональной системы ранней помощи, повышения ее доступности и эффективности в интересах семей, воспитывающих детей с ограничениями жизнедеятельности, Ассоциация "Содействие" в 2024-25 году реализует проект "Информационно-ресурсная поддержка семей в практике ранней помощи детям с нарушениями развития" при поддержке Благотворительного фонда "Абсолют-Помощь".
В рамках проекта разрабатываются информационные ресурсы, обеспечивающие семьи, нуждающиеся в ранней помощи, специалистов и организации социальной сферы, всех заинтересованных людей материалами и свидетельствами, раскрывающими возможности ранней помощи в регионе, ее содержание и организацию в учреждениях области, достижения детей и семей в программах ранней помощи.
Информационные ресурсы -
в помощь родителям и специалистам
https://семьи-в-ранней-помощи.рф/ - сайт "Семьи в ранней помощи" - информационный сервис для поддержки родителей в ранней помощи, раскрывающий ее возможности, содержание, организацию, с историями семей в программах ранней помощи, отзывами родителей, адресами организаций, реализующих программы ранней помощи.
https://web.telegram.org/k/#-1884693302/ - ресурс (телеграм-канал) с видеороликами об историях семей в ранней помощи, отзывами и комментариями родителей.
Здоровое питание должно быть разнообразным: надо есть фрукты и овощи, мясные и молочные продукты, хлеб, крупы, использовать различные жиры.
Рацион питания — это ассортимент и количество пищевых продуктов, которые обеспечивают суточную потребность организма человека в пищевых веществах и энергии
Мясо и мясная продукция
Для мяса характерно высокое содержание полноценного белка, витаминов В12 и В6, цинка и железа. В питании должны присутствовать различные виды мяса животных и продукты из них: курица, индейка, говядина, телятина, кролик, нежирная свинина, мясные субпродукты — печень, язык. Желательно, чтобы мясо было в рационе ежедневно. Это могут быть как котлеты, зразы, тефтели, так и тушеное, отварное, запеченое мясо.
Рыба и морепродукты
Рыба по пищевой ценности близка к мясу и является источником высококачественного белка, железа и витамина В12. В морской рыбе присутствуют в достаточных количествах йод и фтор. Рыба легко усваивается. Морскую рыбу следует употреблять два раза в неделю. Особенно полезны треска, хек, судак, горбуша; в небольших количествах и нечасто морепродукты — креветки, кальмары, а также речная рыба.
Молоко и молочные продукты
Молоко и молочные продукты обеспечивают организм высококачественным легкоусвояемым белком, кальцием, витамином В2 и относятся к продуктам для ежедневного употребления. Кисломолочные продукты служат источниками полезных микроорганизмов, которые нормализуют микрофлору кишечника.
Яйца
Яйца — один из наиболее питательных продуктов. Они содержат массу питательных веществ, которые полноценно усваиваются нашим организмом. Яйца содержат значительное количество полноценного белка, лецитина, витамины, железо. Следует употреблять в пищу 3—4 раза в неделю варёные яйца, а также блюда из яиц (например, омлет).
Овощи и фрукты
Овощи и фрукты служат источниками минеральных солей, сахаров, пищевых волокон, витаминов.
Предпочтительно употреблять разнообразные фрукты и овощи, в количестве не менее 200 (для детей до 3 лет) – 400 (детей старшего возраста) грамм в день.
Хлеб и хлебобулочные изделия
В состав хлеба и хлебобулочных изелий входят практически все пищевые вещества: белки, жиры, углеводы, пищевые волокна, витамины группы В и минералы (магний, железо, селен и др.). Высокое содержание углеводов, в основном крахмала, делают их значимыми источниками энергии. Старайтесь выбирать многозерновой хлеб с добавлением цельных зёрен, которые богаты пищевыми волокнами.
Макароны, крупы, бобовые
Из макаронных изделий наиболее ценными являются те, которые выработаны из твёрдых сортов пшеницы. В них выше содержание белка, витаминов и пищевых волокон. Среди круп первое место по пищевой ценности принадлежит гречневой и овсяной.
Растительные и животные жиры
Животные жиры являются источниками витамина А, растительные — витамина Е и полиненасыщенных жирных кислот.
Достаточное употребление жиров – залог здорового функционирования эндокринной системы, здоровья кожи, ногтей и волос.
В рационе должны присутствовать животные и растительные жиры в примерном соотношении 2:1
Сахар, кондитерские изделия
Потребление сахара старайтесь ограничивать до уровня, обеспечивающего не более 10% общей калорийности рациона. Выбирая сладости, старайтесь отдавать предпочтение кондитерским изделиям на основе фруктов без добавленного сахара.
Соль и специи
Соль не просто подчеркивает вкусовые качества продуктов и блюд, она служит источником натрия — основного элемента поддержания водного баланса в организме. Для профилактики йододефицита лучше использовать в питании йодированную соль. Добавление специй придаёт блюду особенный вкус, даёт возможность дополнительно разнообразить питание, но применять их нужно осторожно, в очень небольших количествах (до достижения лишь лёгкого оттенка вкуса) из-за возможного раздражающего действия на желудочно-кишечный тракт
Для лучшего представления количественного соотношения категорий продуктов удобно использовать «тарелку здорового питания»Рахит относится к числу таких детских болезней, которые проще предупредить, чем вылечить. О том, какой должна быть профилактика этого детского заболевания, мы расскажем в этой статье.
Особенности заболевания
Возникновение рахита всегда тесно связано с дефицитом в организме витамина D. Дополнительно нарушается кальциевый и фосфорный обмен, что может привести к довольно печальным последствиям — кости ребенка из-за нехватки минералов деформируются, страдают внутренние органы — легкие, почки, сердце, печень и селезенка. Витамин D синтезируется в коже человека при попадании на них солнечных лучей. Если солнца недостаточно, если ребенок родился поздней осенью или зимой, то вероятность развития рахита повышается.
К группе риска относятся недоношенные дети, они страдают дефицитом витамина D и кальция в более значительной степени, поскольку растут более быстрыми темпами.
Болезнь всегда развивается в раннем детском возрасте — со 2-3 недели самостоятельной жизни, иногда — позже.
Лечение — довольно длительное. Именно поэтому важно знать, какие меры помогут уберечь ребенка от заболевания.
Профилактические меры до рождения
Еще задолго до появления на свет малыша мама может позаботиться о том, чтобы минимизировать риски развития рахита у будущего ребенка. Для этого она должна правильно и сбалансировано питаться, в обязательном порядке. включая в свой рацион рыбу, мясо, свежую зелень, яйца, творог и молочные продукты. Чтобы поддерживать правильный баланс витаминов и минералов в собственном организме, и тем самым обеспечивать их в нужном количестве будущему ребенку, можно принимать специальные витаминные и минеральные комплексы, которые созданы специально для беременных – «Элевит», «Матерна».
Женщины до 30 лет, начиная с 31-32-й недели беременности, должны принимать препараты с содержанием витамина D. Дозировка, которая суточно требуется будущей маме — 400-500 МЕ. Доза может быть увеличена в том случае, если женщина проживает в условиях севера, работает на вредном производстве. В ожидании ребенка нужно много и часто гулять на свежем воздухе, по максимуму используя возможность пребывания на солнце, чтобы дефицита витамина D не возникало.
Профилактические меры неспецифические
После родов приступать к профилактике рахита можно сразу, как только мама с ребенком вернутся домой из роддома. Неспецифическая профилактика подразумевает большой комплекс мер, направленный на гармоничное развитие малыша и формирование его иммунитета. Особенно важно придерживаться всех этих правил, если малыш родился недоношенным.
Ребенку для удовлетворения потребности в витамине D достаточно 20-30 минут находиться на улице, если лето и солнечно. Прогулки зимой тоже имеют большое значение, правда, количество солнечного света, полученное малышом, будет меньше — ведь участков кожи, не закрытых одеждой, у грудничка практически нет.
Следует укреплять иммунитет ребенка с первых дней его жизни. Для этого врачи рекомендуют прохладные ванны, обязательные ежедневные сеансы общеукрепляющего массажа, гимнастику.
Профилактические меры специфические
Специфическая профилактика включает в себя прием профилактических доз препаратов витамина D («Аквадетрим», «Вигантол», «Детримакс бэби» и другие). Грудным детям препарат назначает в дозировке 1000 МЕ, детям после года и до 3 лет — 1500МЕ. Дозировку очень важно соблюдать, поскольку передозировка витамином D вызывает тяжелые последствия. Недоношенным детям профилактическая доза может быть увеличена на усмотрение врача, поскольку и потребность в препарате для них существенно выше, чем у ровесников, родившихся в срок.
Материал подготовила врач ультразвуковой диагностики Литвинова Г.В.