Речевая реабилитация
У многих детей старшего дошкольного возраста отмечаются недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи (под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование). Частые проблемы:
- дети с трудом могут подобрать нужное слово,
- неправильно употребляют предлоги,
- изменяют окончания слов,
- не согласуют слова между собой и т.п.
А ведь речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению.
Своевременное развитие словаря и грамматически правильной речи один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому так необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря – это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития.
Уважаемые родители! Несмотря на постоянную занятость, уделяйте своему ребенку как можно больше внимания, не игнорируйте вопросы ваших почемучек, исправляйте речевые ошибки, объясняйте значение новых слов. По дороге в детский сад, на прогулках, посещая магазины, поликлиники, обращайте внимание ребенка на те, казалось бы, незначительные мелочи, которые помогут сделать речь наших детей менее аграмматичной.
Хочется подсказать родителям, как можно развивать грамматический строй речи ребенка, 4-6 лет, ненавязчиво, не заставляя, не усаживая на специальные занятия в строго определенное время. Развитие речи ребенка в целом и формирование грамматически правильной речи, в частности, должно стать для мам и пап «образом жизни», когда любое взаимодействие с ребенком прямо или косвенно помогает развитию его речи, когда в процессе обычных домашних дел проводятся различные игры и упражнения.
Что должны знать родители?
Грамматика отвечает за те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами. Ребенок может понимать смысл отдельных слов «рубашка», «постирать», но, тем не менее, не уловить общего смысла предложений: «Рубашка постирана» или «Рубашку постирают».
Этапы развития грамматического строя речи:
Формирование грамматического строя речи проходит в два этапа. На первом этапе дети учатся понимать смысл сказанного. Например, ориентируясь на окончание существительного, различают, где один предмет, а где много. На следующем этапе – используют то или иное грамматическое средство в собственной речи.
Существует определенная последовательность отработки разных сторон грамматического строя. Многообразием форм слов дети овладевают, главным образом, в младшем и среднем дошкольном возрасте. На 5-6 годах жизни идет активное освоение способов словообразования. В старшем дошкольном возрасте речь ребенка обогащается сложными синтаксическими конструкциями.
Средний дошкольный возраст – период активного словотворчества, когда ребенок создает собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные детские словечки «рогаются» — бодаются, «насупился» — наелся супа, и так далее. И это нормально.
С самого раннего возраста необходимо обеспечить ребенку возможность полноценного речевого общения со взрослыми и сверстниками. И малыш будет овладевать грамматическим строем языка, стараясь подражать речи взрослых.
Но грамматическая система русского языка очень сложна и зачастую бывает недостаточно просто речевого общения и требуется неоднократное повторение той или иной конструкции во время игры с предметами, на прогулке, во время бытовых дел дома. Пользуясь различными вещами, выполняя не сложные поручения, дети знакомятся с назначением и свойствами различных предметов, отношениями между ними. Жизненные впечатления составляют основу овладения грамматическим строем языка.
Ребенок будет обязательно допускать ошибки. Никогда не повторяйте неправильно сказанную фразу!!! Взрослый должен несколько раз произнести правильную форму, а затем попросить сказать «красиво» ребенка. Очень хорошо, если взрослый даст несколько аналогичных примеров.
Общаясь со своими детьми, делайте иногда произносительный акцент на той или иной грамматической форме, то есть выделяйте голосом предлог, окончание, приставку.
Игры на развитие лексико-грамматичекого строя речи
- Покажи на себе и на кукле и назови: Голова-головка. Нога — ножка. Затылок. Губы. Рука. Щёки (части тела)
- Проведите с ребёнком игру «Один и много». Вы называете один предмет, а ребёнок много. Огурец — огурцы. Баклажан -… Редька -… Помидор -… Кабачок -… Редиска -… Боб -… Тыква -… Патиссон -…
- Следующая игра: «Считай овощи до трёх по образцу»: Один помидор, два помидора, три помидора. Один огурец. Одна редиска. Один баклажан. Одна морковка. Один кабачок. Одна репка. Один боб. Одна редька.
- Проведите игру «Есть — нет». Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет». — У меня есть свежая капуста. — У меня нет свежей капусты. Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька и т.д.
- «Подбери как можно больше слов» ребенок подбирает определения к каждому предмету. Нарисуй в тетради. Помидор красный, круглый, вкусный, сочный. Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.
- Учите детей правильно называть маленькие предметы. Вы называете большой предмет, а ребёнок маленький. Стол-столик Булка -… Стул -… Чашка -… Салфетка -… Тарелка -… Огурец -… Конфета -… Диван -… Полка -… Нож -… Кружка -…
- Проведите игру с мячом «Один-много». Яблоко –яблоки. Груша-
- Затем проведите игру «Много-один». Апельсины апельсин Абрикосы - абрикос. Помидоры –помидор- Огурец, мандарин, лимон и т. д.
- Угра «Дополнить предложения, изменив слово в скобках». В корзине лежит один (помидор).
- В лесу растёт много (дерево). В зоопарке мало (зверь). У меня меньше (ягода), чем у Вовы. Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света. В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.
- Игра «Подбери словечко». Подобрать по несколько существительных к прилагательным. Красные машины, стулья, блюдца. Синие Тёплые Металлические Вязаные Шерстяные Пластмассовые Существительные должны быть всех трёх родов.
- Проведите игру «Большой-маленький». Шапка шапочка Кофта -… Юбка Костюм Брюки Чулки Туфли Платье Пальто Носки
- Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками. Поиграйте в игру «Доскажи словечко». Машина в гараж (въезжает). Мальчик из школы (выходит). Шофёр к машине (подходит). Девочка с горы (съезжает). Старушка через улицу (переходит). Девочка через лужу (перепрыгивает). Птичка из клетки (вылетает).
- Измените предложения по образцу: Он сидит на диване. Они сидят на диване. Он бежит по дорожке. Он поёт песню. Он рисует солнце. Он идёт домой. Он колет дрова.
- Образуйте притяжательные прилагательные по образцу: Хвост собаки собачий хвост. Молоко коровы коровье молоко. Грива льва Зубы тигра Копыта лошади Шерсть кролика Рога лося Усы кошки Следы зайца
- Образуйте притяжательные прилагательные по образцу: Шуба из белки беличья шуба. Воротник из норки Шапка из лисы Накидка из соболя Одеяло из шерсти верблюда Шапка из пуха кролика
- Игра «На что похоже?». Вставить подходящие по смыслу слова (прилагательные), например: солнце, как мяч, круглое. Трава, как изумруд «Расхвалить» каждую картинку, подобрать как можно больше слов определений. Например: Рукавички новые, красивые, дорогие, красные, удобные, шерстяные, вязаные, тёплые.
- Задание «Дай полные ответы на вопросы». Чем дворник подметает улицу? Чем медсестра делает укол? Чем парикмахер расчёсывает волосы? Чем повар режет морковь? Чем садовник рыхлит землю? Чем маляр красит стены? Чем столяр строгает доски?
- Игра «Сосчитай-ка». Посчитать до десяти предметы, правильно согласовывая числительные с существительными. Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров. Ведро, матрёшка, дерево, дом, окно, рыбка, трактор.
- Задание «Малыш». Изменить по образцу: Белый беленький. Тёплый. Старый. Кислый. Лёгкий. Чистый. Добрый. Толстый. Сладкий. Тонкий. Узкий. Мягкий
Конечно, невозможно рассказать об отработке всех грамматических категорий. Хотелось показать лишь некоторые образцы. А заинтересованные родители обязательно почувствуют, в чем нуждается их ребенок и как ему помочь. И поверьте, такая кропотливая работа не пройдет даром. У малышей лучше сформируется «языковое чутье». Детям легче будет осваивать программу начальной школы. И вы сами от этого будете получать удовлетворение.
Подготовила логопед Фомичева Е.В.
I период. Подготовительный (от 0 до 1 года).
Крик новорожденного является его первой голосовой рефлекторной реакцией.
К концу 3-го мес. у ребенка появляется гуление – напевное произнесение звуков (гласных и гортанных согласных). 3 – 4,5 месяца считается периодом «истинного гуления»: ребенок начинает гулить в ответ на положительные эмоциональные раздражители.
Гуление – это непроизвольное воспроизведение ребенком звуковых комплексов. Гуление у всех народов мира протекает одинаково. Трудно переоценить значение данного явления для ребенка, т.к. в процессе гуления ребенок тренирует органы речевого аппарата: органы артикуляционного аппарата, дыхания, голосового, слухового аппарата. Ребенок не только воспроизводит звуковые комплексы, но и все время себя слушает!!!
После 5-ти месяцев гуление переходит в лепет. С 5 до 12 месяцев считается периодом лепета. Гулить начинают все дети, но, к сожалению, не у всех детей гуление переходит в лепет.
Лепет - адекватное воспроизведение слогов. Эти слоги соотносятся с предметами, действиями, признаками (ба-ба-ба – бабушка; би-би- машина). Лепет («лепетные» слова) это начало собственной речи ребенка.
К 1 году ребенок говорит 5-10; 10-15 «лепетных» слов (мама, папа, баба, деда, дядя и т.д.) Понимает больше - до 30 -50слов. На 2-ом году жизни начинается период различения фонем. Наибольшие сдвиги в развитии фонематического восприятия происходят в 1г.7мес. - 1г. 8 мес. Считается, что к 2-м годам первичный ФС у детей оказывается сформированным (показывает игрушку – Мишка-мышка).
II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).
Для этого периода характерно появление предложений из отдельных аморфных слов-корней (1г. 3м. – 1г.8 м.) - однословная фраза (бах). 1г.8м. - 1г. 10 м. – двухсловная фраз (Баба - ди (Бабушка, иди!)Кука - бух (Кукла упала!).Да яба - Дай яблоко.)
В это время быстро наращивается предметный и глагольный словарь.
в 1.8 – 1.9 мес. - 80-100 слов. В 2 года – 200-400 слов. К 3 годам – 1000-1100 слов. (используют простыми распространенные предложения из 3-4 и более слoв, употребляя наиболее простые грамматические конструкции (ед. и мн. ч. Сущ, вин. падеж.). Дети пользуются словами 2-3-х сложной структуры.
Вывод. Если ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет находится на уровне только лепетных слов (их количество может доходить до 70 и более слов). и никак не объединяют их в предложение, это должно стать настораживающим симптомом для родителей, логопеда. Таких детей необходимо направлять на осмотр к логопеду.
III период. Дошкoльный (3 – 7 лет). Речевой период.
В это время активный словарь детей достигает 3000-4000 слов. Идет дальнейшее формирование граммaтических категорий, систематизация некоторых грамматических форм. Дети овладевают навыками словоизменения и словообразования. Речь такого ребенка еще ситуативная, первые их высказывания в объеме 2-3 предложений. В возрасте 3 лет у детей наблюдается активное фoрмирование произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд звуков (гласные, согласные раннего и среднего онтогенеза), но и начинают их постепенно различать в своей и чужой речи.
К 5-6 годам дети не только правильно произнoсят, но и различают все фонемы родного языка.
К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка формируется как полноценное средство общения.
Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перeйти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.
IV период. Школьный (от 7 до 17 лет).
В этот период cовершенствуется связная речь и формируется письменная речь ( чтение и письмо).
Если вы чувствуете, что на каком-то этапе в речи ребенка идет сбой, то следует вовремя обратиться к логопеду, так как возраст от нуля до семи лет является сензитивным (наиболее чувствительным) в ее формировании и становлении.
Что могут делать родители для своего ребенка:
- Контролируйте собственную речь. Она должна быть эмоциональной, выразительной, но не громкой и поспешной. Произносите сложные слова внятно.
- Как можно чаще обращайтесь к малышу, приглашайте его к диалогу на любые темы, выступайте инициатором разговора.
- Никогда не перебивайте речь ребенка, уважайте ее и слушайте с интересом и до конца.
- Старайтесь исправлять неправильно сказанные слова дозированно, на логопедических занятиях.
- Стимулируйте ребенка договаривать за вами неоконченные фразы – стишки, песенки.
- Читайте малышу сказки, желательно в одно и то же время. Обязательно включайте артистизм – читайте голосом лисы, медведя, зайца. Даже если ребенок плохо понимает устную речь, он будет воспринимать интонацию.
Подготовила медицинский логопед Фомичева Е.В.
Логоритмика - комплекс психосоматических практик и упражнений, в которые включаются элементы нейропсихологической гимнастики.
Во время упражнений детки занимаются различными речевыми упражнениями наряду с использованием особых движений, слов, все это может происходить на фоне музыки.
Основная цель логоритмики – помочь детям в формировании правильного речевого навыка при наличии нарушений речи.
Вот несколько признаков того, что вашему ребенку может понадобиться помощь.
В возрасте от 12 до 15 месяцев: еще не сказал своих первых слов; не использует жесты вроде указания; издает всего несколько звуков.
В возрасте от 18 до 24 месяцев: обрезает концы слов, не может составить комбинации из двух слов; хрюкает, скулит или указывает вместо того, чтобы использовать свои слова.
В возрасте от двух до четырех лет: не может связать вместе комбинации из двух и трех слов; имеет словарный запас до 50 слов; имеет нечеткую артикуляцию.
В возрасте от четырех до пяти лет: заикание, например, повторение начальных звуков слов (например, «ккк-кот» для «кошка»);
Не может следовать четким указаниям; повторяет звуки или слова (эхолалия)
Возможная задержка речи/языка может проявиться в любое время. Однако обычно это заметно в возрасте от двух до четырех лет.
Логоритмика используется от 2 до 5 лет, когда ребенок уже может совершать движения, петь и танцевать. Но можно начать занятия и раньше – ребенку в таком случае будет помогать мама или папа.
Какие практики применяются в логоритмике
- Гимнастика с использованием пальчиков – стихи и песни, которые сопровождаются движением пальцев. Эта практика нацелена на усовершенствование мелкой моторики, плавной и спокойной речи речи, речевой памяти и и для развития слуха.
- Музыкально-ритмические игры. Нацелены на развитие речи, внимания, чувства ритма, умение лучше ориентироваться в окружаемом мире.Вокально-артикуляционные практики и гимнастика артикуляции. Улучшают мышцы речевого аппарата и развивают правильное произношение звуков.
- Пение – певческие упражнения, скороговорки и чистоговорки. Эти упражнения направлены на улучшение произношения похожих звуков, используются для формирования правильного речевого дыхания.
- Упражнения по развитию активного объема словарного запаса.
- Коммуникативные практики - танцы и игры. Развиваем ассоциативно-образное мышление и эмоциональный интеллект, развивает у ребенка позитивное самоощущение, учит основам невербального общения.
- Практика развития общей моторики. Улучшает координацию и мышечную двигательную активность
- Активное развитие мимики и артикуляции
9 советов для проведения занятий
- Метод логоритмических упражнений основан на подражании. Поэтому все упражнения осваиваются по такому принципу: ребенок повторяет движения и текст за специалистом. Нет необходимости заучивать наизусть необходимый материал. Пусть это происходит постепенно, чтобы ребенок от занятия к занятию осваивал необходимый материал - песни или упражнения.
- В начале занятий, в первые дни взрослый читает нужный текст и предлагает малышу повторить это за специалистом. Ребенок доходит до чтения постепенно. С того момента, как ребенок начинает повторять все фразы без серьезных ошибок и в необходимом ритме, ему разрешают проявлять инициативу в ходе терапии.
- Результаты логоритмичиской работы видны не сразу. С ребенком проводят занятия 2 раза в неделю примерно по 30 минут каждое занятие. Если ребенок с заиканием – тогда не менее 4 раз в неделю. Ждать заметных изменений в процессе логоритмики необходимо через 6-12 месяцев, иногда раньше.
- Логоритмические упражнения проводятся увлекательно, весело, с хорошим настроением. Дети должны получать удовольствие от каждого занятия. В процессе работы обязательно используем разнообразные игрушки, костюмы, цветные карандаши или фломастеры с бумагой, простейшие музыкальные инструменты вроде бубна.
- Цель, чтобы ребенок освоил все упражнения в совершенстве, но это обычно занимает много времени. Если у ребенка трудности с каким-то движением или текстом, эту часть упражнений на время убираем из программы занятий, чтобы потом, через определенное время обязательно вернуть в программу.
- Очень важно подобрать правильное музыкальное сопровождение. Для занятий по логоритмике подходят детские песни времен СССР, фрагменты классических произведений на фортепиано, и записи звуков живой природы. Выбор музыки очень важен, поскольку занятия будут проходить под ее ритм.
- Работа должна подстраиваться индивидуально под каждого ребенка. Необходимо иногда менять длительность занятий, состав практик с учетом индивидуальных характеристик ребенка. Фантазия специалиста не ограничена ничем, кроме требования соблюсти единство речи, музыки, и движений.
- Проработка речевого навыка проводится с максимальной тщательностью. Простые детские стихотворения проговаривают так, чтобы малышу было легко подстроить движения ручек и ножек, туловища под ритм речи. Очень важно придерживаться последовательности процесса терапии: сначала ребенок смотрит на действие взрослого, и уже потом повторяет его вместе со специалистом, а после этого уже делает все самостоятельно, проговаривая слова и соблюдая ритм.
- Не нужно расстраиваться или сердиться, если у малыша что-то не получается. Показываем только позитивные эмоции. Сердиться - большая ошибка, ведь ребенок может замкнуться в себе и получить негативное эмоциональное закрепление. Не следует бросать начатое дело, как бы тяжело не приходилось сначала. Это правило важно учитывать и родителям – не стоит требовать от ребенка и от специалиста быстрых и мгновенных результатов.
Подготовила медицинский логопед Селиверстова Н.В.
1. “Придумай слово на звук..”. Родитель называет малышу звук, а тот говорит слова, которые им начинаются. Потом по той же аналогии — имена.
2. ”Посчитай слоги”.
Взрослый называет слова, а задача дошкольника — посчитать, сколько слогов в каждом из них.
3. ”Плывем, летим, едем”.
Родитель показывает сыну или дочке картинки с изображением транспорта. Задача — сказать, что делает каждый из них (самолет летит, автобус едет).
4. “Разгадай ребус”.
Мама предлагает любую тематику (транспорт, фрукты), загадывает слово, говорит первую и последнюю букву. Он должен угадать, какое слово загадал взрослый.
5.“Загадай и расскажи”.
Родитель просит чадо рассказать о любимом фрукте так, чтобы взрослый отгадал его.
6. “Один – много”
Взрослый бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Пример:
Стол – столы стул – стулья
Гора – горы лист – листья
Дом – дома носок – носки
Глаз – глаза кусок – куски
День – дни прыжок – прыжки
Сон – сны гусёнок – гусята
Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
7. ”Подбери признаки”
Родитель задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерный ответ: Белки умеют прыгать с сучка на сучок.
8. “Скажи одним словом”.
- У слона толстые ноги, поэтому его называют… (толстоногим).
- У жирафа короткая шерсть, поэтому его называют…
- у обезьяны длинный хвост, поэтому ее называют…
- у моржа длинные усы, поэтому его называют…
- у аиста ноги длинные, поэтому его называют… (длинноногим).
- у соловья звонкий голос, поэтому его называют… (звонкоголосым).
- у ласточки хвост длинный, поэтому ее называют… (длиннохвостой).
- у сороки белые бока, поэтому ее называют… (белобокая).
- у синицы грудка желтая, поэтому ее называют… (желтогрудая).
- у дятла длинный клюв, поэтому его называют… (длинноклювый).
- у вороны черные крылья, поэтому ее называют… (чернокрылая).
9. “Кто больше увидит и назовет”.
Взрослый с детьми рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы).
У куклы зеленые глаза, значит она… (зеленоглазая), черные волосы, значит она… (черноволосая). У зайца длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. .
10. ” Игра «Эхо»”.
листья падают – листопад сам ходит – самоход
снег падает – снегопад мед носит – медонос
вода падает – водопад звонит попусту – пустозвон
звезды падают – звездопад сено косит – сенокос
разводит сады – садовод везде ходит – вездеход
разводит леса – лесовод база для нефти – нефтебаза
перевозит лес – лесовоз воду возит – водовоз
сам летит – самолет пыль сосет – пылесос.
11.“Сложные слова”.
Учим детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.
Рыбу ловит ... (рыболов), пчел разводит ... (пчеловод), сам летает ... (самолет), лес рубит ... (лесоруб).
12. “Назови машину одним словом”
Ход игры. Взрослый рассказывает детям; «Машина, которая чистит картофель,—картофелечистка».
13.“Назови одним словом машину, которая”:
Возит молоко – молоковоз;
Мешает бетон - … (бетономешалка)
Возит воду - … (водовоз)
Черпает землю - … (землечерпалка)
Укладывает трубы - … (трубоукладчик)
Дробит камни - … (камнедробилка).
Игровая совместная деятельность стимулирует речевое общение дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, обогащению разговорной речи.
Материал подготовила медицинский логопед Фомичева Е.В.
Собираем предложения
Задание помогает усвоить порядок и согласование слов. Ребенку нужно составить предложение из имеющегося набора слов (они уже стоят в нужной грамматической форме) и записать его в правильном порядке. Упражнение можно сделать более интересным, записав слова на карточках и перемешав их на столе.
Волшебные буквы
Упражнение довольно сложное, но эффективное. Подберите несколько слов, таких, чтобы при замене одной буквы получалось бы новое слово. Задание ребенку: нужно заменить одну букву так, чтобы слово, отвечающее на вопрос «что», стало бы отвечать на вопрос «кто». Например, бок – бык, леса – лиса, коса – коза.
Ох уж эти предлоги!
Употребление предлогов – проблема для всех дисграфиков. Подготовьте отрывки из разных текстов, желательно, хорошо знакомых.
Задание 1-е: переписать текст, подчеркивая предлоги.
Задание 2-е: переписать текст, заменяя предлоги на противоположные по смыслу. Например, идти в школу – уйти из школы, кот на столе – кот под столом.
Задание 3-е: вставить в текст предлоги, подходящие по форме: во сне – в одежде, с полки – со стола и т.д.
Задание 4-е: вставить на место пропусков нужные предлоги из списка.
Важно: следите, чтобы ребенок все переписывал в тетрадь, каждое задание нужно буквально пропускать через руку.
Мы показали вам только базовые упражнения, на основе которых разрабатывается большинство коррекционных и профилактических комплексов. Индивидуальную программу занятий вам предложит логопед, исходя из формы дисграфии и степени ее проявления.