Психолого-педагогическая коррекция

    Нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растягивание слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением (судорогами речевого аппарата) называют заиканием.

Невроз (особое состояние нервной системы), который проявляется в виде расстройства речи, получил название логоневроза.

Заикание может возникнуть внезапно, сразу после психологической травмы (испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни) или нарастать постепенно, иногда в течение нескольких месяцев. Запинки в речи ребенка могут то уменьшаться, то усиливаться. Постепенно у заикающегося появляются определенные психологические особенности: стеснительность, замкнутость, речебоязнь, различные уловки.

Причины появления заикания

1.  Перенесенные повреждения центральной нервной системы, такие как родовая травма, угроза выкидыша, асфиксия (удушье).

2.  Раннее речевое развитие  или, наоборот, отставание.

3. Тревога, страх, психическая перегрузка, колебания настроения, чрезмерная впечатлительность и ранимость.

4. Психологическая травма: рождение младшего ребенка, переезд, развод родителей, конфликт, испуг.

5. Генетическая предрасположенность.

6. Дети, воспитывающиеся в семье с двуязычием (т.е. в семье в качестве разговорного используют одновременно 2 языка).

Для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом.

Общие правила речевого поведения родителей

  • речь взрослого должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, чёткой;
  • избегайте говорить с детьми их лепетным языком, не искажайте свое произношение;
  • не перегружайте разговор с ребенком сложными для него словами;
  • фразы по конструкции должны быть достаточно простыми и понятными;
  • ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно исправлять его.

Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.

У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера, легко возникают страхи. Эти страхи могут возникнуть в результате запугивания, чтения книг, просмотра фильмов устрашающего содержания. Нередко дети боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору.

Не следует «приучать» детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, т.к. это может усилить страхи и зафиксировать их.

http://olgabulavina.ucoz.ru/kartinki/otrisovat_kopiya.jpg

Раннее речевое развитие и задержка речевого развития

Для ребенка с ранним речевым развитием речь взрослых играет особо важную роль в организации  их речедвигательных автоматизмов. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны игры с ритмическим проговариваем отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить на процесс становления у них речевого дыхания.

Внимание!

Случаи раннего речевого развития не следует оценивать только как положительное явление, нужно знать, что:

Такого ребенка опасно «перегружать» речевым общением: вводить новые слова и речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать «речевые успехи» ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации.

Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать возрасту.

Таким детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

Лечение заикания

Заикание является расстройством, затрагивающим не только речь, но и личность ребенка, моторику, нервную систему, организм в целом. Эффективное лечение возможно при участии нескольких специалистов: невролога, психолога, логопеда.

Принципы лечения заикания таковы:

1. Консультация врача невролога. В случае необходимости назначается медикаментозная терапия.

2. Консультация психолога для определения путей решения психологических проблем.

3. Консультация логопеда. После тщательного обследования логопед определяет основные направления работы с Вашим ребенком для преодоления заикания.

Подготовила медицинский психолог Юндалова Т.А.

Рекомендация 1

Разбейте любой из навыков на маленькие шаги и обучайте ребёнка одному шагу за раз. С какого шага вы можете начать обучение? Есть три варианта:

  1. Научите ребёнка самому первому шагу, если он пока не выполняет самостоятельно ни один из шагов выбранного повседневного дела;
  2. Научите завершающему шагу, если этот шаг самый простой или наиболее приятный;
  3. Если ваш ребёнок уже может выполнять самостоятельно один или несколько шагов, научите его первому шагу, который ребёнок пока не умеет выполнять самостоятельно.

Основная идея 1

Задавайте себе вопрос: «Я могу приступить к обучению ребёнка следующему шагу?». Каждый раз, занимаясь повседневным делом, думайте, по-прежнему ли вам нужно отрабатывать именно этот малый шаг.

Использование визуального расписания для пошагового обучения ребёнка

Как использовать визуальное расписание для мытья рук

Подготовьте необходимые материалы и визуальное расписание.

Расположитесь перед ребёнком и опуститесь до уровня его глаз.

Покажите ребёнку картинку и скажите понятным ребёнку языком, какой шаг нужно выполнить.

Сделайте паузу, чтобы дать ребёнку возможность выполнить шаг.

Подражайте действиям ребёнка и реагируйте на любую коммуникацию.

Хвалите ребёнка за попытку выполнить шаг.

Что делать, если ребёнку требуется больше помощи, чтобы выполнить маленький шаг? Далее мы поговорим о четырёх уровнях помощи.

Уровни помощи

Как мы можем помочь нашим детям научиться новому навыку, если стратегии «Покажите и скажите» оказывается недостаточно, чтобы он освоил маленький шаг? Кроме неё существует еще три уровня помощи.

Уровень 1: покажите и скажите

Покажите ребёнку, что делать, и опишите выполняемый шаг понятными для него словами.

Пример: Вы учите ребёнка застёгивать молнию на куртке. Вы показываете, обращаясь к ребёнку, как потянуть молнию вверх, говоря «Застёгиваем!» в качестве комментария к этому действию.

Покажите ребёнку, что делать, и опишите выполняемый шаг понятными для него словами.

Пример: Вы учите ребёнка застёгивать молнию на куртке. Вы показываете, обращаясь к ребёнку, как потянуть молнию вверх, говоря «Застёгиваем!» в качестве комментария к этому действию.

Уровень 2: скажите снова

Если ребёнок не пытается выполнить действие, ещё раз опишите выполняемый шаг, чтобы напомнить о нем ребёнку.

Пример: Мы продолжаем осваивать застёгивание молнии. Ребёнок наблюдает, как вы показываете и комментируете. Вы ждёте, но ребёнок не выполняет действия, поэтому вы повторяете: «Застёгиваем!»

Уровень 3: давай помогу

Небольшая помощь в выполнении действия, особенно в его начале или в конце.

Пример: Вы напомнили ребёнку застегнуть молнию, и ваш ребёнок пытается это сделать, но его руки соскальзывают. Вы знаете, что это действие требует усилий, и решаете, что малышу требуется дополнительная помощь. Вы немного помогаете ребёнку, взяв его за руки и осторожно помогая ему в начале действия. Ребёнок завершает шаг — застёгивает молнию до самого верха.

Уровень 4: давай сделаем вместе

Мы берем ребёнка за руку и помогаем ему выполнить всё действие целиком.

Пример: Ребёнок так и не смог застегнуть молнию, когда вы отпустили его руку. Поэтому вы помогаете ему, оказывая полную физическую помощь: вы снова берете ребёнка за руки и, рука в руке, осторожно помогаете ему застегнуть молнию. При прохождении этого шага вы физически помогли ребёнку выполнить действие от начала и до конца.

Рекомендация 2

Помогая, действуйте понятно. Действуйте последовательно. Действуйте доброжелательно, но твёрдо. Хвалите ребёнка за каждую предпринятую попытку.

Когда вы помогаете, придерживайтесь четырёх правил:

  • Действуйте понятно: используйте слова, соответствующие уровню речевого развития ребёнка, и старайтесь расположиться так, чтобы он хорошо видел демонстрируемое действие.
  • Действуйте последовательно: каждый раз, отрабатывая навык, ожидайте от ребёнка одного и того же до тех пор, пока он не будет готов перейти к следующему шагу.
  • Действуйте доброжелательно, но твёрдо: когда вы даёте ребёнку задание или напоминаете о чем-то, старайтесь одновременно сохранять доброжелательный, позитивный настрой и проявлять твёрдость. Иногда, когда мы ожидаем нежелательного поведения ребёнка, мы можем колебаться и начать задавать вопросы. Это скорее усилит его нежелательное поведение или покажет ему, что что-то не так.
  • Хвалите ребёнка за каждую попытку выполнить шаг.

Основная идея 2

Задавайте себе вопрос: «Может ли мой ребёнок выполнить этот шаг с меньшей помощью?».

Если ответ на этот вопрос – да, попробуйте меньший уровень помощи. Если ребёнок справится, то продолжайте использовать меньший уровень помощи. Если ребёнок не справится, то вернитесь к большему уровню помощи и используйте его ещё какое-то время.

Рекомендация 3

Дайте ребёнку возможность учиться! Предоставляйте ребёнку минимальный уровень помощи, необходимый для успешного выполнения действия.

Нужно стараться предоставлять ребёнку возможность выполнить действие с минимальной помощью и оказывать дополнительную помощь по мере надобности. Сначала используйте приём «Покажите и скажите». Подождите, пока ребёнок попробует выполнить действие. Похвалите его за попытку.

Если ребёнок справляется, сохраняйте минимальный уровень помощи или даже уменьшите его. Если ребёнок не справляется, то оказывайте больше помощи и занимайтесь дальше.

Подготовила врач психиатр, психотерапевт Осмоловская Н.Е.

Тревога может проявляться у детей ситуативно (например, если предстоят или происходят какие-то важные перемены). Как правило, она связана с будущим, на которое дети или их родители смотрят сквозь призму негативных ожиданий. Ситуативная тревога естественна и свойственна многим людям. Но если ребенок тревожится часто, если это состояние становится устойчивым, то можно говорить о потенциальной возможности формирования у него тревожного характера.

Признаки повышенной тревожности у детей

  • Суетливость, повторяющиеся мелкие движения (кручение волос, обгрызание ногтей, покачивание ногами и т.п.) или, напротив, мышечное напряжение, скованность;
  • Желание много говорить или, наоборот, напряженное молчание;
  • Трудности засыпания, сильное беспокойство перед началом важной или новой для ребенка деятельности;
  • Боязнь любых, даже незначительных перемен;
  • Неуверенность в себе, отказ от новой деятельности («Я не смогу»), страх перед ситуацией оценивания;

Возможные причины

  • В семье принят непоследовательный стиль воспитания;
  • Родителям свойственно тревожное поведение, неуверенность в себе, постоянное ожидание негативных событий и последствий;
  • Родители требуют от себя и от ребенка безупречности, идеальности, совершенства (завышенные требования);
  • Ребенок пережил психологически травмирующее событие и т.п.

Родителям важно знать, что:

  • Тревожных детей следует больше поддерживать, обращать внимание на их ресурсы и качества, позволяющие им справляться с задачами, которые ставит перед ними жизнь, повышать их самооценку;
  • Ребенок должен не только понимать, но и постоянно убеждаться на собственном опыте, что родители его любят и будут любить вне зависимости от его достижений;
  • Важно не предъявлять ребенку завышенных требований, не сравнивать его с окружающими;
  • Необходимо быть последовательным в воспитании ребенка. Уверенность и психологическая устойчивость родителей, основательность устройства семейной системы помогут чувствовать себя спокойно, снизят тревогу.

Подготовила врач-психолог Юндалова Т.А.

Улыбка – это прекрасное выражение радости, которое мы используем в повседневной жизни без особых размышлений. Но за этим простым движением скрывается куда больше, чем мы можем предположить.

Улыбка имеет непосредственное воздействие на наши эмоции и наше самочувствие. Когда мы улыбаемся, наше тело вырабатывает эндорфины, нейропептиды, которые вызывают приятные ощущения и улучшают наше настроение. Улыбка играет важную роль в управлении нашим эмоциональным состоянием и помогает справляться со стрессом.

Улыбка влияет на окружающих людей. Когда мы улыбаемся, мы передаем положительные эмоции и создаем комфортную атмосферу. Улыбка вызывает эмоциональную реакцию у других людей, доверие и способствует налаживанию хороших отношений. Это прекрасное коммуникативное средство, с помощью которого мы можем легко подчеркнуть свою доброжелательность и сочувствие.

Улыбка отражает наше внутреннее состояние

Улыбка – это не просто механическое действие лицевых мышц, она отражает наши внутренние эмоции и настроение. Исследователи психологии улыбки выделяют несколько типов улыбок, отражающих разные эмоциональные состояния.

Например, есть искренняя улыбка, которая возникает, когда мы испытываем истинное счастье или радость. Она сопровождается выделением эндорфинов и создает искреннее взаимодействие с окружающими. В отличие от этого, фальшивая улыбка, когда мы пытаемся скрыть свои истинные эмоции, не вызывает такой же положительной реакции.

Улыбка также может быть понимаема в зависимости от контекста и культурных особенностей. Например, люди некоторых культур могут улыбаться чаще, чем другие, и интерпретировать улыбку по-разному. Важно учитывать эти различия, чтобы успешно общаться с людьми из разных культур и сред.

Улыбка как искусство и привычка

Улыбка – это нечто большее, чем просто выражение радости. Она становится образом жизни и отражением нашего характера. Умение улыбаться даже в трудных ситуациях требует практики и развития. Когда мы стараемся улыбаться чаще, мы создаем положительную атмосферу не только для себя, но и для окружающих. Улыбка – это сильнейшее средство привлечения добра и радости в нашу жизнь.Феномен улыбки  демонстрирует, как простое действие может иметь такое глубокое воздействие на нашу эмоциональную жизнь и отношения с другими. Поэтому, давайте улыбаться чаще – это небольшое действие, которое может принести нам и другим много радости и благополучия.

Подготовила медицинский психолог Красуцкая Л.Ю.

Коучинг родителей

 Исследования последних десятилетий показали, что работа с маленькими детьми с особенностями развития будет эффективна, если    она сопровождается включением семьи в обучение и развитие своего малыша.

Данные о развитии мозга младенцев говорят, что маленькие дети от 0 до 3 лет лучше всего учатся от своих родителей, наблюдая и повторяя. Таким образом формируется мозг.

У ребенка с особенностями развития биология такая же, но родители не знают и не владеют подходящими стратегиями развития своих детей.

Специалист может помочь сформировать новый навык на занятии, но закрепить его можно только через ежедневные действия со значимым взрослым.

Модель коучинга  - основной международный подход с доказанной эффективностью в работе специалистов с семьями маленьких детей с особенностями развития.

Коучинг помогает специалистам бережно объяснить особенности ребенка и помочь семье овладеть эффективными приемами взаимодействия и воспитания.

ЧТО ТАКОЕ РОДИТЕЛЬСКИЙ КОУЧИНГ?

Коучинг родителей - это хорошо зарекомендовавший себя подход, основанный на научных данных, который часто используется в раннем вмешательстве.

Коучинг - это подход к наращиванию потенциала семьи.

Коучинг используется для обучения и развития у родителей новых знаний и навыков, которые поддерживают развитие их ребенка.

Коучинг - это совместная деятельность, когда специалист и родитель работают вместе, чтобы поддержать развитие ребенка, в отличие от узкого специалиста, работающего непосредственно с ребенком.

Коучинг для родителей эффективен в различных контекстах, условиях и с разными людьми.

     

УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ ВАЖНО!

Участие родителей во время коуч-сессий имеет решающее значение для успеха.

Ребенок находится со своими родителями гораздо дольше, чем со специалистом, поэтому родителю важно быть активным, чтобы научиться необходимым навыкам и стратегиям поддержки ребенка.

Чем более вовлечен родитель во время сессии, тем больше вероятность того, что он будет использовать навыки и стратегии после коуч-сессии, когда специалиста нет рядом.

Ответственность специалистов заключается в том, чтобы, работая с родителями, добраться до корня проблемы и вовлечь их в совместную беседу. Вовлечение родителей в совместную работу это непрерывный длительный процесс. Специалист проявляет понимание и сочувствие к их индивидуальной ситуации. Поощряет родителя поразмышлять над ситуацией. Позитивно реагирует на тот вклад, который делают родители, подтверждают важность их вклада на протяжении всей сессии.

Чтобы родителю было несложно, коуч придерживается следующих стратегий:

  • признание и улучшение существующих навыков родителей
  • обучение родителей новым навыкам и изменение их поведения.

Информацию подготовила медицинский психолог Пантелеева Э.В. по материалам ИРАВ (Санкт — Петербургский Институт ранней помощи).

Сотрудники отделения Медицинской психологии и лечебной педагогики ГУЗ ТО "КЦДП им.Б.Д.Зубицкого" Катасонова О.Ю., Юндалова Т.А. еженедельно проводят  тренинговые занятия для родителей  по программе «Ранняя пташка».

Программа предназначена для родителей и ухаживающих взрослых, воспитывающих детей с РАС младше 5 лет и рассчитана на 3 месяца. Модель «Ранняя пташка» сочетает в себе поддержку в группе и индивидуальную поддержку, оказываемую в ходе домашних консультаций (2 домашних визитирования). В ходе домашних визитов с семьей работает два специалиста, помогающих им индивидуализировать то, чему они научились на групповых сессиях.

Цель программы - помочь родителям лучше понять существующие научно-обоснованные программы помощи для аутизм, тем самым повышая их уверенность и способности преодолевать трудности.

На каждой групповой встрече проводится обсуждение и практические задания, во время которых родителей призывают подумать о том, как разные техники и стратегии могут помочь их ребенку. Для иллюстрации разных концепций программа использует видеозаписи.

По каждой из 8 сессий доступна информация для домашнего чтения, которая содержится в пособии для родителей.  Длительность одной сессии  составляет 2,5 часа.

Материал подготовила медицинский психолог Юндалова Т.А.

Основная идея 1

Используйте визуальное расписание, чтобы помочь ребёнку понять порядок выполнения повседневных дел и сохранять контроль над ситуацией.

Визуальное расписание «сначала-потом» покажет вашему ребёнку, что происходит сейчас и что будет происходить дальше. Вы можете показать ребёнку две картинки и сказать: «Сначала мы умоемся, а потом почитаем».

Визуальное расписание видов деятельности (расписание дня в картинках) демонстрирует несколько шагов. Например, в таком расписании может быть картинка для каждого действия, которое ребёнок выполняет, когда приходит домой после школы.

Причина нежелательного поведения

Как на него реагировать

Получить доступ к чему-либо

Помогите ребёнку использовать подходящие навыки, чтобы попросить этот предмет или лакомство. Будьте тверды и терпеливы, не давайте требуемого при проявлениях нежелательного поведения.

Привлечь внимание

Игнорируйте: не смотрите на ребёнка и не разговаривайте с ним, пока нежелательное поведение не прекратится.

При прекращении нежелательного поведения реагируйте на приемлемое поведение ребёнка похвалой и вниманием.

Прекратить или избежать чего-либо

Помогите ребёнку понять, чего вы от него хотите, и осознать, что нежелательное поведение не даст ему возможности прекратить запланированную деятельность.

Испытать ощущение

Помогите ребёнку получить желаемые ощущения посредством коммуникации или предоставьте ему возможность восполнить сенсорную потребность социально приемлемым способом.

Нежелательное поведение, направленное на получение желаемого

Такое поведение показывает, что ребёнку что-то нужно, либо ему нужна ваша помощь, чтобы что-то получить. Ребёнка расстраивает, что он не располагает понятным для окружающих способом коммуникации.

Как нам реагировать на такое поведение?

Неправильно:

Давая ребёнку то, чего он требует криком и плачем, вы учите его плакать и кричать ещё сильнее. Это не поможет ребёнку научиться словам и жестам, необходимым для коммуникации.

Правильно:

Когда ребёнок может получить этот предмет: помогите ребёнку использовать подходящие навыки (слова и жесты), чтобы попросить этот предмет.

Когда ребёнок не может получить этот предмет, будьте тверды и терпеливы, не давайте предмет при проявлениях нежелательного поведения.

Рекомендация 1

Реагируйте на нежелательное поведение, направленное на получение желаемого, обучая ребёнка использованию слов и жестов.

Применяйте стратегию «Покажите и скажите»: используйте слова и жесты, которые ваш ребёнок может использовать для коммуникации.

Нежелательное поведение, направленное на привлечение внимания

Дети используют такое нежелательное поведение, чтобы заставить вас отреагировать, когда они не знают, как правильно привлечь ваше внимание. Им проще привлечь внимание при помощи нежелательного поведения, чем использовать сложные навыки.

Как нам реагировать на такое поведение?

Ребёнка нужно научить тому, что нежелательное поведение не привлечёт вашего внимания.

Зато он сможет получить много внимания и похвалу в ответ на использование навыков и поведения, приемлемых в подобной ситуации.

Рекомендация 2

Игнорируйте поведение, направленное на привлечение внимания, в случае, если вы отвечаете «нет» на два важных вопроса: «Может ли это нежелательное поведение навредить моему ребёнку или другому человеку?» и «Мой ребёнок нездоров, напуган или ему больно (то есть ему необходимо моё внимание)?».

Помните, что, прежде чем ситуация улучшится, игнорирование нежелательного поведения, направленного на привлечение внимания, приведёт к временному ухудшению, так как ребёнок поначалу будет ещё сильнее стараться заставить вас обратить на него внимание.

Нежелательное поведение, целью которого является прекратить какое-либо занятие или избежать его

Дети могут использовать нежелательное поведение, чтобы прекратить какое-либо занятие или избежать его.

Как нам реагировать на такое поведение?

Если действие, которое избегает или отказывается выполнять ваш ребёнок, является слишком сложным для него, попробуйте:

  1. . упростить его;
  2. . предложить помощь;
  3. . использовать визуальное расписание;
  4. . использовать обратный отсчёт или таймер.

Если ваш ребёнок может выполнить это действие, то будьте доброжелательны, но настойчивы. Помогите ребёнку понять, что нежелательное поведение не приведёт к прекращению деятельности.

Рекомендация 3

Чтобы сократить проявления нежелательного поведения, целью которого является избегание или отказ, сделайте понятным то, чего вы ожидаете от ребёнка.

Формируйте понятные ожидания, чтобы уменьшить проблемное нежелательное поведение, направленное на избегание или отказ. Используйте слова, понятные вашему ребёнку. Каждый раз требуйте от ребёнка одного и того же, а со временем медленно усложняйте задачу.

Нежелательное поведение, направленное на получение ощущений

Иногда ребёнок хватает или держит другого человека, чтобы ощутить давление.

Иногда проблемное поведение направлено на получение определённых сенсорных ощущений.

Иногда ребёнку нравится выстраивать предметы в ряд для получения визуальных стимулов.

Спросите себя: «Мешает ли такое поведение моему ребёнку? Препятствует ли оно его обучению?» Если да, с таким поведением надо бороться.

Рекомендация 4

Обучайте ребёнка социально приемлемому поведению, которое может заменить нежелательное поведение, направленное на получение определённых сенсорных ощущений.

Ребёнку нравится ощущение давления. Во время занятий посадите ребёнка на стул или разрешите ему прислониться к стене, чтобы почувствовать давление.

Ребёнку требуется ощущение давления, поэтому он хватается за вас или других людей и держится за них.  Обучите ребёнка просить обнять его при помощи слов или жестов.

Ребёнок получает необходимые ему визуальные стимулы, выстраивая предметы в ряд или подолгу рассматривая их.  Обучите ребёнка новым способам игры с предметами.

Подготовила врач психиатр-психотерапевт Осмоловская Н.Е.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

 Это понятие  сейчас активно используется при формировании логопедических групп детей при детских садах.

  • детей с ОНР имеются типичные проявления (несмотря на различную природу дефектов), указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
  • позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 7 годам;
  • речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
  • экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращённую к нему, не может сам правильно выразить свои мысли;
  • речь детей с ОНР малопонятна

Выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:

  • I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (то есть «безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Например, «би-би» может означать самолёт, самосвал, пароход.
  • II уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искажённые, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, «лябока» вместо «яблоко». Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наиболее типично сокращение количества слогов: «тевики» вместо «снеговики».
  • III уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, «мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна. потом асьпальки небили. потом посьли пак» вместо «С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка — там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк».
  • IV уровень характеризуется отсутствием нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно чёткое различие звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту». Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» — вместо «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»). В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («дети увидели медведев, воронов»). Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными («Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком»). Но все ошибки детей, которые можно отнести к 4 уровню речевого развития при ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причём, если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор.

Подготовила медицинский психолог Красуцкая Л.Ю.

В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве — черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов — к 3-4, иногда — к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.

Дети с ОНР I уровня. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

Дети с ОНР II уровня. В речи детей вместе с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР III уровня. Дети пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени — существительные и глаголы, в меньшей — прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

Дети с ОНР IV уровня. Дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

Подготовила медицинский психолог Красуцкая Л.Ю. 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie