Психиатрия
Почему физические наказания могут только усугубить проблему.
Некоторые родители считают возможным применять физические наказания, пытаясь бороться с проблемным поведением детей с РАС. Как правило, речь идет о поведении, нарушающем социальные нормы (например, ребенок громко кричит и бросается на пол в торговом центре) или о поведении, связанном с агрессией, самоповреждением или убеганием. Я понимаю, что в такие моменты любые родители испытывают растерянность и страх, поэтому они могут срываться и вести себя необдуманно: повышать голос, хватать ребенка за руки, шлепать его, ставить в угол. Нужно понимать, что физические наказания — это не выход, а очень рискованный и неэффективный путь, и следует искать другие способы коррекции нежелательного поведения.
Почему же физические наказания вредны и неэффективны? Во-первых, они могут спровоцировать травму, во-вторых, привести к побочным эффектам — например, ребенок может начать проявлять больше агрессии и вести себя еще более неуправляемо. Даже если наказание эффективно в течение непродолжительного времени, в долгосрочной перспективе оно не будет приносить того же результата. Кроме того, родитель или близкий, применяющий насилие, связывается у ребенка с негативным стимулом, поэтому он может начать отказываться от коммуникации с этим человеком. Особенно это касается детей с аутизмом, поскольку они часто относятся к взрослым по-другому, нежели типично развивающиеся дети.
Один из ключевых принципов помощи при нежелательном поведении — понять причины, по которым ребенок действует таким образом. Как правило, проявляя то или иное поведение, дети пытаются взаимодействовать со взрослыми, в то время как родители думают, что они просто ведут себя странно и непредсказуемо (капризничают, устраивают истерики на пустом месте). Мой опыт показывает, что любое нежелательное поведение почти всегда систематично и является реакцией на что-то.
Оценка ситуации с точки зрения ребенка — это ключевой момент. Выяснив мотивы его поведения, вы сможете понять, в каком направлении нужно двигаться дальше. Для очень многих детей нежелательное поведение является формой общения, они выражают таким образом свои потребности: например, ребенок хочет какую-то вещь, но не говорит об этом, а начинает кричать и плакать, потому что знает, что после этого его начнут успокаивать и дадут ему желаемое. Это приводит к тому, что такой поведенческий паттерн закрепляется, и ребенок прибегает к нему все чаще и чаще. В некоторых случаях (даже если у детей хорошо развиты речевые навыки) проблемное поведение может стать более успешным и легким способом коммуникации, чем речь.
Одним словом, мы всегда должны понимать, что ребенок пытается нам сказать с помощью подобного поведения и как мы можем научить его альтернативному способу коммуникации. Очень важно объяснить ему, что можно общаться и достигать желаемого по-другому, выражая свои чувства и мысли прямо. В первую очередь в общении с такими детьми родителям и специалистам требуется гибкость. Вот почему физическое наказание не будет успешным способом работы с нежелательным поведением — наказывая ребенка, родители не смогут научить его тому, что нужно делать. Они только показывают, что делать не нужно, однако не дают ответа на вопрос, какое поведение будет приемлемым.
Не скрывать от ребенка его диагноз
Обсуждение диагноза и того, как он влияет на учебную программу, с самим ребенком является очень важным. Взрослые люди с расстройствами аутистического спектра говорят, что для них очень важны знание своего диагноза и достоверная информация об особенностях людей с РАС.
Информация о диагнозе помогает человеку думать о себе более позитивно (не рассматривать себя неудачником или невоспитанным человеком, лучше понимать себя и свои особенности). Это помогает лучше справляться и адаптироваться к трудностям и развивать важные для успешности в социуме качества. Например, человек может учиться способам саморегуляции, тому, как справляться с тревогой, заранее планировать свой день, адаптироваться к неожиданным изменениям, поддерживать диалог и т. д. Конечно, то, каким образом преподносится информация, должно зависеть от особенностей и уровня функционирования ребенка с РАС.
Информация о диагнозе для человека ― это проявление уважения к нему и его особенностям, помощь в принятии себя, своих сильных сторон и трудностей, в развитии самоуважения.
Как сказать вашему ребенку, что у него аутизм
Чтобы объяснить вашему ребенку, что у него аутизм, нужно время, и для этого может потребоваться помощь профессионалов.
Нет единого правила о том, когда, как и стоит ли вообще говорить ребенку, что у него/ нее есть расстройство аутистического спектра (РАС). Так как не существует единого способа, который подходил бы всем людям с аутизмом, этот процесс может занять время и потребовать поддержки специалистов, которые могут помочь в этом вашей семье.
Есть несколько факторов, которые стоит учитывать, когда вы планируете беседу о диагнозе с вашим ребенком.
- Уровень функционирования вашего ребенка
- Уровень понимания и осведомленности вашего ребенка о его слабых сторонах
- Спрашивает ли ваш ребенок напрямую о своих проблемах или нет
Степень функционирования каждого человека может значительно варьироваться в зависимости от уровня развития речи, когнитивных, социальных навыков и поведенческих сложностей. Если само нарушение ограничивает возможности осведомленности ребенка, более практичным будет концентрироваться на имеющихся конкретных проблемах по мере их появления, например, если другие дети начинают дразнить ребенка.
Дети, которые лучше осознают свои проблемы, как правило, могут выражать чувства, связанные со своими сложностями. Они скорее могут спрашивать о своих конкретных проблемах, а не о том, какое у них нарушение в целом.
Независимо от обстоятельств общим правилом является общение с ребенком на его текущем уровне функционирования. Убедитесь, что у ребенка есть человек, которому он может довериться, специалист или член семьи, с которым он может пообщаться на эту тему.
Если обсуждение включает обозначение диагноза «аутизм», поищите группы поддержки, где ребенок может пообщаться со сверстниками с таким же диагнозом. Однако удостоверьтесь, что эти группы имеют профессиональное сопровождение, обеспечивающее их безопасность и надежность.
Мы осознаем, что каждый ребенок уникален, и для кого-то содержание данной статьи может не сработать. Это общая информация, которая не является специализированной медицинской рекомендацией. Мы надеемся, что эти советы послужат отправной точкой в поиске лучшего подхода к помощи детям с аутизмом.
Это психотерапевтическая методика, предложенная немецким врачом Иоганном Шульцем в 1932 году. В основе аутогенной тренировки лежит использование самовнушений для улучшения психофизического состояния организма.
Полный курс аутогенной тренировки рассчитан на 2 – 3 мес. Самовнушение осуществляют 3 раза в день (утром, после пробуждения от сна, днём и вечером, перед сном). Первые недели длительность каждого занятия не превышает нескольких мин. Аутогенная тренировка состоит из 6 стандартных упражнений, на освоение каждого из которых требуется 10 – 15 дней.
Эти упражнения выполняются в одной из 3-х поз:
1) положение сидя, «поза кучера» — тренирующийся сидит на стуле со слегка опущенной вперед головой, кисти и предплечья лежат свободно на передней поверхности бедер, ноги расставлены;
2) положение лежа — тренирующийся лежит на спине, голова на низкой подушке, руки, несколько согнутые в локтевом суставе, свободно лежат вдоль туловища ладонями вниз;
3) положение полулежа — тренирующийся свободно сидит в кресле, облокотившись на спинку, руки на передней поверхности бедер или на подлокотниках, ноги расставлены.
Во всех 3-х положениях достигается полная расслабленность, для лучшей сосредоточенности глаза закрыты.
Упражнения выполняются путем мысленного повторения (5 — 6 раз) соответствующих формул самовнушения. Каждое из стандартных упражнений предваряется формулой «Я спокоен» и заканчивается формулой: «Я совершенно спокоен».
Первое упражнение. Вызывание ощущения тяжести. Начинать следует с доминирующей руки. При этом формула может быть такой: «Моя правая/левая рука тяжелая». Через несколько дней, когда ощущение тяжести в руке уже вполне отчётливо, формула становится такой: «Обе руки совершенно тяжелые». Далее таким же образом чувство тяжести вызывается последовательно в обеих ногах и во всем теле.
Второе упражнение. Вызывание ощущения тепла. Формулы: «Я спокоен» (1 раз); «тело тяжелое» (1 раз); «моя правая /левая рука теплая» (6 раз). В последующем переходят к формуле: «Обе руки теплые... обе ноги теплые... все тело теплое». Завершающая формула может быть краткой: «Всё тело тяжёлое и тёплое». Упражнение освоено, когда ощущение тяжести и тепла в теле появляется уже после однократного воспроизводства этой формулы.
Третье упражнение. Регуляция ритма сердечных сокращений. Формула: «Я спокоен» (1 раз); «всё тело тяжёлое и тёплое» (1 раз); затем, положив правую руку на область сердца, мысленно повторяют (6 раз) «Мое сердце бьется спокойно и ритмично». Упражнение считается освоенным, когда удается влиять на ритм сердечной деятельности.
Не стоит слишком активно прислушиваться к биению сердца и тем более пытаться сознательно управлять его ритмом. Это может вызвать перенапряжение и болевые ощущения. В данном случае более уместна позиция расслабленного наблюдения.
Четвертое упражнение. Нормализация и регуляция дыхательного ритма. Целевая формула, дополняющая предыдущие: «Моё дыхание совершенно спокойно» (6 раз).
Также, как и в упражнении для сердца, дыхание должно выравниваться и замедляться само по себе, без всякого волевого усилия.
Пятое упражнение. Вызывание ощущения тепла в области солнечного сплетения. Целевая формула: «Моё солнечное сплетение излучает тепло» (6 раз).
Если ощущение тепла не приходит, можно представить, что на животе лежит теплая грелка.
Шестое упражнение. Вызывание ощущения прохлады в области лба. Целевая формула: «Мой лоб приятно прохладен».
Для усиления эффекта можно представить себе, что на лбу лежит влажное полотенце. Упражнение обладает тонизирующим эффектом, не рекомендуется выполнять его перед сном.
Завершение каждого занятия предполагает процедуру пробуждения, выхода из «погружения». Для этого достаточно сначала дать себе соответствующую мысленную команду, а после совершить несколько сгибательно-разгибательных движений в локтевых суставах, глубоко вдохнуть, и на вдохе открыть глаза.
Формулы цели. Основные упражнения нормализуют работу нервной системы и внутренних органов (то есть работают преимущественно на уровне тела). Однако этим возможности аутогенной тренировки не ограничиваются: ее можно с успехом использовать для улучшения своего психического состояния (самонастройка), а также для выработки новых конструктивных привычек и черт характера (самовоспитание). Для этого используются специально подобранные самовнушения, так называемые «формулы цели».
При составлении формул цели рекомендуется придерживаться трех основных рекомендаций: 1) Формула цели должна быть краткой; 2) Формула цели должна иметь позитивную форму (без частицы «не»); 3) Формула должна подбираться индивидуально для конкретного человека.
Формулы цели можно выполнять как после шести базовых упражнений (такой вариант наиболее подходит для начинающих), так и в качестве самостоятельной практики. Опытному практикующему достаточно принять привычную для тренировки позу, чтобы возникло состояние релаксации и транса. В течение одной тренировки рекомендуется внушать себе только одну формулу цели. Формула цели повторяется 5-7 раз.
Примеры формул цели:
1) Для снижения тревожности: «Я верю (вдох) - в свою добрую судьбу (выдох)».
2) Для повышения уверенности: «Я (вдох) - совершенно спокоен (выдох) – и (вдох) - уверен в себе (выдох)».
3) Для улучшения настроения: «Я живу (вдох) - радостно (выдох) - и (вдох) - весело (выдох)».
4) Для повышения работоспособности: «Работа (вдох) - дается легко (выдох) - и (вдох) - приносит радость (выдох)».
5) Для повышения стрессоустойчивости: «Шум (вдох) - меня успокаивает (выдох)».
6) Для избавления от вредных привычек: «Воздержание (вдох) - приносит радость (выдох) - и (вдох) - покой (выдох)».
Список литературы:
1. В.А. Абабков, Т.С.Вьюнова «Психотерапевтические методы в работе врача общей практики» Методические рекомендации, 2011. — 20с
2. Шойфет М. С. Психофизическая саморегуляция. Большой современный практикум. — Москва : Вече, 2010. — 678 с.
3. В. Черемисин, Статья «Основы аутогенной тренировки», 2016.
Врач-психиатр Рудских Т.Е.
Современная психотерапевтическая модель требует улучшения родительского воспитания и социальных изменений для уменьшения чувства беспомощности и повреждающего влияния стрессов, как для ребенка, так и для его родителей, живущих в условиях все более сложного индустриально-конкурентного общества. В основу психопрофилактики будущего необходимо прежде всего положить новую теорию развития психических функций в раннем детском возрасте и здоровую среду их развития – семью, гуманизацию отношений, свободу и права ребенка с первых дней его жизни. Необходимы разработка и создание психопрофилактических форм помощи детям раннего возраста, особенно в рамках внутрисемейной коррекции в системах мать-дитя, мать-ребенок-отец, мать-ребенок-семья и т.п.
Первичная профилактика в младенческой психиатрии может быть ориентирована на решение как широкого, так и более узкого круга проблем. В первом случае ее следует рассматривать как профилактику психического нездоровья в целом в рамках общих психогигиенических мероприятий, включающих качественно оказанную акушерскую помощь. В узком смысле это может быть профилактика определенных психопатологических расстройств, в том числе и эндогенных.
Целью первичной психопрофилактики должно быть обеспечение максимально позитивного развивающего влияния среды на формирование детской психики за счет психологической поддержки, как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка. Младенец не является пассивным участником взаимодействия со взрослыми. Он очень рано приобретает активную роль, развивая функцию управления поведением взрослого, собственные навыки и способность к преднамеренному поведению. Следовательно, основной задачей психопрофилактики (особенно первичной) должна также являться стимуляция активности ребенка в его стремлении освоить мир и противодействовать реализации фактора риска и стимуляция факторов антириска.
Ряд общих принципов организации специализированной помощи детям раннего возраста в микропсихиатрии:
1) основная форма организации службы психического здоровья детей раннего возраста — поликлиническая, при необходимости может быть домашней;
2) основное направление психиатрической помощи детям раннего возраста — внутрисемейная психотерапевтическая коррекция психических расстройств и их профилактика;
3) основная цель — проведение первичной протективной психопрофилактики у младенцев.
Для определения задач психопрофилактической службы необходимо учитывать следующие положения:
• Психическое развитие ребенка является результатом трех составляющих: социальных, биологических и внутренних психобиологических свойств ребенка — это инстинкт свободы, любознательности и эмоционального голода, на базе которых формируются три основные интрапсихические структуры психогенеза младенца: а — психическая активность, б — стремление к компетентности в окружающей среде, в — потребность в системе эмоциональных привязанностей.
• Нарушение формирования одной из интрапсихических структур приводит к возникновению психической патологии, психогенной по своему происхождению, легко возникающей при наличии дополнительных факторов риска (генетических, церебрально-органических, социальных).
• Основное содержание психопрофилактической работы в младенчестве и на первом году жизни составляет управление процессами психической активности, компетентности и привязанности в рамках психогигиены и первичной психопрофилактики.
• В системе вторичной психопрофилактики это активная коррекция уже имеющихся изменений интрапсихических структур на фоне психического диатеза или развивающегося заболевания.
• В рамках третичной психопрофилактической программы (при наличии инвалидизирующего дефекта психики ребенка) включение превентивных мер в общий многофакторный лечебно-профилактический процесс для повышения эффективности результатов лечебных и профилактических мероприятий.
Основные задачи психопрофилактической службы:
• Координация практических программ, направленных на профилактику нарушений психического здоровья детей раннего возраста типового района города.
• Выявление психологической готовности лиц, собирающихся стать родителями, к выполнению родительской роли и оказание помощи по формированию такой готовности.
• Диагностика первично-психических особенностей младенца.
• Определение особенностей социальной ситуации развития ребенка, выявление ее стрессогенного влияния и оказание содействия созданию эмоционального комфорта в семье.
• В рамках такой службы возможно определение степени социальной защищенности родителей от экономических трудностей и посильное участие в координации работы служб социальной помощи населению в этом направлении.
• Обеспечение психологической помощи родителям, испытывающим трудности в процессах ожидания или воспитания ребенка, а также родителям, имеющим те или иные социальные проблемы (матери, которые воспитывают детей одни, не имея социальной и экономической поддержки, матери с послеродовым стрессом, семьи лиц, страдающих алкоголизмом и/или наркоманией, семьи с трудными детьми более старшего возраста и т.п.), путем создания так называемых групп психологической самоподдержки.
• Оценка развивающей функции среды и определение необходимой тактики воспитания для родителей и воспитателей с учетом индивидуальных психических особенностей ребенка.
• Консультирование родителей, маленькие дети которых пережили острый психологический стресс, или родителей, озабоченных психическим развитием своих детей, а также испытывающих трудности при выполнении родительской роли.
• Научно-консультативная служба психического здоровья для детей раннего возраста должна быть на базе типовой детской поликлиники, женской гинекологической консультации и родильного дома.
Подготовила врач-психиатр Рудских Т.Е.
Элективный мутизм у детей – это психическое расстройство, проявляющееся отказом говорить в определенных социальных ситуациях. Основной симптом – избирательная, психологически обусловленная немота. Дети имеют нормальный слух, способны понимать речь, разговаривать. Диагностика включает обследование психиатром, психологом, логопедом, неврологом, сурдологом. Лечение основано на когнитивно-поведенческой индивидуальной и групповой психотерапии, коррекционных логопедических занятиях. Дополнительно назначаются психофармакологические препараты.
Избирательный мутизм развивается при сочетании конституциональных психологических особенностей и средовых воздействий. Первые являются базой, вторые – пусковым механизмом для формирования расстройства. К этиологическим факторам относят:
Эмоционально-личностные особенности. Развитию психогенной немоты способствует тревожность, застенчивость, ранимость, робость, впечатлительность, молчаливость, равнодушие, подавленная агрессия, тенденция к уединению.
Отклонения психического развития. Селективный мутизм чаще возникает при ЗПР, дефектах развития речи. Трудности артикуляции, неуверенность в умственных способностях делают ребенка замкнутым, провоцируют немоту.
Неврологические особенности, нарушения. Ситуационная немота выявляется у детей с лабильным типом нервной системы, органическими повреждениями мозга (черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями, гематомами, опухолями).
Тип воспитания. Элективный мутизм возникает у ребенка как результат дисгармоничных отношений с застенчивыми, неуверенными родителями (родителем), имеющими высокий уровень социальной тревоги или депрессивные расстройства, склонными открыто выражать агрессию по отношению к членам семьи. Воспитание основывается на гиперопеке, тотальном контроле жизни ребенка.
Стресс. Расстройство дебютирует после стрессовых ситуаций – аварии, смерти близкого человека, развода родителей, насилия, иммиграции семьи.
КАК СОЗДАТЬ КОМФОРТНУЮ ОБСТАНОВКУ В ШКОЛЕ.
Для того чтобы ребенок с элективным мутизмом хорошо чувствовал себя в школе, обязательно нужно сообщить учителю о его особенностях. Педагог должен знать, что ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к новой атмосфере.
Попросить учителя не заставлять его отвечать у доски в первое время, включаться в совместные игры и дела. Но со временем, по мере привыкания, можно постепенно включать его в жизнь класса. Сначала предлагать пообщаться и вместе поделать что-то с теми ребятами, к которым он тянется. Потом постепенно подключать и других учеников.
Спрашивать учебный материал индивидуально или в присутствии очень маленького количества одноклассников, не более 3-4 человек. Позже, если первоклассник смог говорить при них, постепенно добавлять других слушателей. Если же ребенок молчит в присутствии только учителя, то можно договориться записывать устные ответы на видео.
Оценку знаний и умений первое время лучше проводить по письменным работам.
Самое главное – учитель должен расположить первоклассника к себе, чтобы он мог ему открываться и доверять. Учитель, практикующий авторитарный стиль общения, вряд ли сможет найти подход к обучающемуся с таким диагнозом.
Для более быстрого привыкания к одноклассникам, для детей полезно проводить игры на сплочение. Среди них много таких, которые не требуют вербальной коммуникации. Ребенок знакомится с ребятами, контактирует с ними тактильно и физически. В результате они становятся для него тем «кругом людей», с которым он может комфортно находиться и разговаривать.
Подготовила врач-психиатр Рудских Т.Е.
- Трудности в общении.
Может казаться, что дети с аутизмом предпочитают проводить время в одиночестве, поэтому не участвуют в общих играх. Но дело в том, что они не знают, как познакомиться или завести разговор. Их социальные и коммуникативные сложности часто не позволяют им даже обратиться за помощью.
При этом некоторые ребята могут подробно и красочно рассказывать о том, что им интересно, но совершенно не интересоваться мнением собеседника. Они просто не понимают, что разговор — это взаимный процесс.
Бывает, что дети с РАС не используют для коммуникации непосредственно речь и общаются с помощью жестов, изображений или приложений на девайсах, что делает их странными в глазах сверстников.
- Особенности восприятия и эмоциональной сферы.
Дети с РАС сталкиваются с трудностями в обработке сенсорной информации. Их зрительная, слуховая, тактильная гипер- или гипочувствительность делают невыносимыми виды досуга, от которых другие дети в восторге, — походы в кино или парк аттракционов.
Так, громкая музыка из динамика воспринимается ими как «тревожный набат», а гудение или мигание ламп дневного света кажется изощренной пыткой. Они совершенно не получают удовольствия от пребывания в людных местах, таких как торговые и развлекательные центры, парки аттракционов.
- Ограниченные паттерны поведения.
Например:
- неконтролируемые движения или жесты, такие как раскачивание, щелканье пальцами;
- повторение фраз из мультфильмов или рекламных роликов;
- жесткое следование различным правилам, например, одному и тому же маршруту прогулки;
- чрезмерное увлечение определенной темой — космосом или жизнью насекомых.
Сосредоточившись на определенном поведении или теме, дети с РАС не могут переключаться и уделять внимания происходящему вокруг, а их стремление к постоянству и безопасности мешает им пробовать новое.
- Реакция общества.
К сожалению, далеко не все люди готовы к настоящей инклюзии. Чаще всего, детей с какими-либо особенностями другие родители не хотят видеть рядом и пускать к своим чадам.
Тем не менее, существуют виды полезного и интересного досуга, которые подойдут детям с аутизмом и даже могут им понравиться.
Какие виды досуга подходят детям с РАС
Скалодром
Плюсы:
- совмещает двигательную активность, взаимодействие с тренером и выполнение различных правил, то есть разные направления развития;
- развивает гибкость, координацию и выносливость;
- позволяет почувствовать уверенность в себе.
Как в любом виде спорта, в скалолазание есть правила. Они обеспечивают безопасность во время занятий. Ребенку с РАС важно понимать последовательность действий, поэтому правила лучше представить в виде картинок, четко проговорить их несколько раз.
Нужно разграничить пространство. Расстеленные на полу коврики дают представление о том, где нужно находиться во время тренировки. Понимание того, как высоко лезть, помогут дать дополнительные значки на зацепах — например, можно использовать яркие ленты на магнитах, предварительно закрепленные на зацепы. Ребенка можно попросить их собрать.
Зоопарк
Плюсы:
- обучает следовать социальным правилам;
- формирует интерес к окружающему миру;
- развивает восприятие, умение обобщать, сравнивать и анализировать.
Просто ходить и рассматривать животных ребенку или подростку с РАС может быть неинтересно. Страдающим аутизмом важно понимать, когда деятельность начнется и когда закончится, что их ждет в конце, иначе они испытывают тревогу.
Полезно будет вести чек-листы — например, находить и отмечать в таблице животных, которых уже встретил, выполнять различные задания с картинками — скажем, соединять животное с местом его обитания.
Музеи
Плюсы:
- обучает следовать социальным правилам (в том числе специфическим, для музея);
- помогает справиться со сложностями в обработке сенсорной информации;
- развивает навык нахождения в группе;
- прививает любовь к прекрасному, развивает любознательность;
- способствует расширению словарного запаса.
Музей — это источник дополнительной сенсорной нагрузки. Там может играть музыка, бывают залы разной освещенности. Чтобы помочь ребенку с РАС с этим справиться, нужны стратегии.
Одна из них — социальные истории. Их цель — предоставить ребенку с аутизмом знания о том, как правильно взаимодействовать с другими людьми и вести себя. Они могут быть представлены в виде альбома с картинками.
Хорошо бы иметь на руках сенсорную карту музея, где будут отмечены комнаты с громким звуком, ярким светом. При этом ребенок должен сам решать, идти ему в эту комнату или нет.
При проведении экскурсии детям с аутизмом важно понимать, где они находятся, пока экскурсовод рассказывает про экспонат, и как близко можно подойти.
Поездка за город
Плюсы:
- формирует навык взаимодействия с близкими;
- дает возможность планировать маршрут и свое время;
- предоставляет возможность разделить удовольствие от прогулки с семьей.
Сборы на природу вызывают у ребенка с РАС волнение, справиться с которым поможет четкое обозначение обязанностей и последовательность выполнения действий.
Помогают, например, отметки в календаре — зачеркивание дней до предполагаемой поездки. Это морально готовит ребенка к приключению и заставляет отвлечься от страха.
Творчество
Плюсы:
- помогает раскрыться, развивает воображение и способности;
- учит делать выбор, справляться с трудностями, взаимодействовать;
- дает возможность получать совместное удовольствие и радоваться.
Чтобы процесс изготовления поделки или рисунка был понятен ребенку с РАС, можно разбить его на несколько мелких шагов. Это поможет сориентироваться по времени.
Важно получить результат от деятельности, поэтому если занятие рассчитано на несколько встреч, это нужно обговаривать, обозначить финал каждого этапа визуально.
На что обратить внимание родителям
- Выбор ребенка должен быть принят со стороны близких людей.
Кому-то интересно играть в футбол, а кто-то любит рисовать или играть на скрипке, но все дети имеют право на предпочитаемый вид досуга. Важно понять, что нравится конкретному ребенку, и помочь ему принять в этом участие.
- Важна поддержка и позитив, особенно, в отношении нового опыта.
В освоении нового вида деятельности могут быть и неудачи. Важно поддержать ребенка на первом этапе и получать удовольствие вместе с ним, показывая своим примером, как прекрасно само по себе участие.
- Отдых и досуг должен быть «ожидаемыми».
Можно заранее обговорить с ребенком, что будет происходить в выходные, делать записи в календаре: когда запланированы секции и кружки, а когда — поездка в лес на пикник.
- Делать выбор можно только на основании опыта.
Чтобы понять, насколько близка и интересна ребенку деятельность, сначала нужно попробовать. Для этого в большинстве секций и кружков предусмотрены бесплатные первые занятия.
Материал подготовила врач-психиатр Мирошниченко Е.Н.
Все чаще родители дошкольников сталкиваются с диагнозами " алалия" и "расстройство аутистического спектра"
Эти нарушения — одни из самых сложных в коррекции. Как признаки алалии и РАС могут заметить родители?
Каковы причины нарушений при алалии и РАС?
Однозначного ответа про причину возникновения расстройств аутистического спектра нет. Все исследователи отмечают генетическую природу аутизма, однако наследственность наблюдается только в 15% случаев. Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения.
Что же касается алалии, ее основные причины — внутриутробные патологии, поражение центральной нервной системы при родах и органические поражения коры головного мозга.
Алалия – это замедленное развитие речи, либо полное ее отсутствие, при сохранности слуха.
Важная особенность детей с сенсорной алалией и РАС — сложность понимания обращенной к ним речи.
Можно выделить несколько критериев, чтобы различить эти два заболевания.
РАС
· Нарушение формирования эмоций и личного контакта с окружающим миром;
· Поведение и реакции на окружающее часто непредсказуемые и непонятны: плач, смех, стереотипные движения, характерные разнообразные нарушения моторного поведения;
· В истерики входят легко и по незначительным поводам. Выходят из таких состояний самостоятельно, после полного выплеска эмоций;
· У ребенка проявляются различные варианты интеллектуального развития: от ускоренного до задержки. Интеллектуальное развитие идет рывками. Возможна умственная отсталость и нарушение когнитивных процессов (памяти, логики и т.д.);
· Совместное внимание грубо нарушено;
· Сфера интересов крайне узкая, хотя внимание может быть более стабильным;
· Нет реакции на интонации, мимику, жесты (хотя базовые эмоции могут распознавать);
· На ранних этапах развития, до полутора – двух лет речь может развиваться нормально, а затем ребенок может резко перестать пользоваться устной речью;
· Характерны вокализации, не имеющие коммуникативного характера;
· Указательному жесту приходится учить;
· Тяжело выстраивает контакт «глаза в глаза». Избегает общение со сверстниками. Избегает общение со всеми членами семьи, за исключением кого- то одного;
· Может с агрессией относиться к другим детям и людям;
· Часто нарушается тактильное восприятие и сенсорика – не дает дотрагиваться до себя, не любит одежду разной фактуры;
· Маловероятно присоединение к игре;
Алалия
· Наблюдаются различные нарушения двигательной сферы как общей, так и мелкой моторики, но стереотипные движения отсутствуют;
· Возможна задержка психического развития и неустойчивость внимания;
· Возможны истерики, которые легко погашаются и предупреждаются. Несколько выше беспокойство, нежели у сверстников;
· С явной задержкой развивается фонематический слух, очень сильно страдает артикуляция. Но, несмотря на отмечаемые трудности, отказ от общения не происходит;
· Движения на носочках наблюдаются, но не долго, и, как правило, к трем с половиной годам проходят;
· Мимика и жестикуляция достаточно развиты и используются вместо словесной речи;
· Лучше реакция на интонацию, эмоциональную подачу, выразительную речь;
· Вокализации и звукоподражания несут коммуникативную функцию;
· Лучше развито совместное внимание;
· Чаще понимает жесты и мимику;
· Указательные жесты осваиваются самостоятельно;
· Выполняет задания при визуальной опоре;
· Очень хорошая динамика в работе;
· Интерес можно вызвать к разным стимулам, пусть и ненадолго, возможно присоединение к игре.- тревожное расстройство, как правило, спровоцировано разлукой с близким человеком, в частности с мамой;
- фобическое расстройство – отмечается при наличии страхов, не присущих для определенного возраста;
- социальное тревожное расстройство – ситуация, когда малыш находится в нестандартной обстановке, сталкивается с незнакомой ситуацией, оказывается в новом коллективе, у него начинается сильнейшая тревога, вследствие чего развивается депрессия;
- смешанное расстройство поведения и эмоций — у малыша проявляются характерные изменения в поведении, у него возникает повышенная тревожность, замкнутость, иногда агрессивность, несоблюдение социальных норм.
Возможные причины
Скандалы родителей — причина развития невротических расстройсив у ребенка
Существует множество факторов, которые могут повлиять на развитие депрессивного состояния у ребенка. Мы рассмотри наиболее часто встречаемые.
- Наследственная предрасположенность. Наблюдается в случае, если в организме малыша имеется «ген хронической усталости».
- Патологические процессы во время внутриутробного периода, а также гипоксия плода.
- Тяжелая обстановка в семье. Особенно тяжело малышу наблюдать родительские скандалы. Также у карапуза в неполной семье может начаться депрессия, если родители решили устроить свою личную жизнь, не учитывая интересы ребенка.
- Тирания в семье. Нередко наблюдается в ситуации, когда у мамы или папы деспотичный характер, а малыш, как кажется взрослым, не соответствует их ожиданиям. Родители пытаются излишне контролировать ребенка, стараются вырастить из него идеальную личность, а своими действиями калечат детскую судьбу. Также может иметь место ситуация, при которой мама с папой просто не способны любить по-нормальному, они имеют детские психотравмы, не знают, как выстраивать взаимоотношения с малышом.
- Недостаток внимания и заботы родителей. Когда взрослые совсем мало внимания уделяют своему отпрыску или вовсе его не замечают. Подобное отношение оставляют серьезный след на психике малыша.
- Эмоциональное потрясение. Ситуация, когда карапуз пережил какое-то горе, например, смерть близких, тяжелое событие — развод родителей. Ребенок недостаточно зрел психологически, чтобы нормально реагировать на происходящее. Сюда же стоит отнести и смерть питомцев, к которым дети очень сильно привязываются.
- Невосприятие в коллективе. Где бы ребенок ни учился, в садике, в школе, он может столкнуться с тем, что другие ребята не захотят с ним общаться. Это негативно скажется на психике крохи.
- Проблемы в школе, как касательно взаимоотношений с другими учениками, так и в трудностях с усваиванием школьного материала.
- Хронические недуги. В данном случае депрессия развивается в качестве болезненной реакции на происходящее.
Характерные проявления
Давайте рассмотрим, какие признаки могут указывать на наличие депрессии у детей.
- Чувство страха, которое неподвластно малышу. Он не способен его контролировать. Карапуз, у которого есть депрессия, боится всего, что его окружает. Особенно его угнетают мысли о кончине, приближающейся смерти.
- Постоянные перепады настроения.
- Синдром хронической усталости. Ребенок может постоянно хотеть спать, он буквально дремлет на ходу.
- Проблемы со сном, бессонница, сонливость, ночные кошмары.
- Ощущение беспомощности. Малыш постоянно испытывает стресс, у него отсутствуют положительные эмоции.
- Проблемы с аппетитом. Необходимо учитывать, что у деток должно быть нормальное желание покушать. Если родители замечают, что малыш не хочет есть — это серьезный звоночек о начавшейся проблеме.
- Желание побыть в одиночестве. Если карапуз длительный период занимается самоизоляцией — у него появились проблемы с восприятием мира.
- Изменение предпочтений. Те занятия, которые прежде приносили ребенку удовольствие, радовали его, теперь стали неинтересными.
Возрастные особенности
- До трех лет. Немногие знают, но и в год у ребенка может начаться депрессия. Указывать на это могут следующие проявления:
- отказ от еды;
- недостаток прибавки в весе;
- отсутствие положительных эмоций;
- нежелание познавать окружающий мир;
- отсутствие интереса к игрушкам.
- От трех до пяти:
- отсутствуют элементарные бытовые навыки, например, карапуз не способен ходить на горшок, пользоваться ложечкой;
- ребенок, как правило, ведет себя неловко;
- постоянно просит прощение, испытывает чувство вины.
- От пяти до восьми:
- не исключено агрессивное поведение, особенно направленное на сверстников;
- у деток отмечается излишняя привязанность, ревностные чувства к родителям;
- они нуждаются в повышенной любви и внимании.
- От восьми до двенадцати:
- у ребенка отмечается негативный настрой;
- появляются мрачные мысли;
- возникают проблемы с успеваемостью.
Диагностика
Постановкой такого диагноза, как депрессия, занимается несколько специалистов:
- педиатр;
- детский невролог;
- психолог или психиатр.
Если малышу еще нет четырех лет, то будет применяться метод исключения. Врачи проверят наследственность карапуза, состояние его центральной нервной системы. В возрасте постарше будет учитываться и эмоциональное состояние ребенка. Специалисты смогут определить социальные причины, повлиявшие на депрессию.
- Консультация с педиатром, исключение соматических недугов. Врач может направить на анализы для дополнительного обследования.
- Обращение к специалистам узкого профиля. В ситуации, когда педиатр не выявляют по своему профилю никаких недугов, как правило, перенаправляет к неврологу.
- Консультация с психиатром. В ситуации, когда у малыша будут исключены все соматические недуги, данный специалист оценит поведение карапуза, его эмоциональные реакции, вычислит психологические причины.
- Клинический психолог. В последнюю очередь, с ребенком работает этот специалист, применяя всевозможные методики, тесты, в частности рисуночные.
Лечение
Психотерапия наиболее эффективна в борьбе с депрессией.
Процесс избавления от такого недуга, как депрессия, может затрагивать, как прием медикаментов, так и психологические методы, чаще именно последние.
Психологические приемы:
- терапия игрой — опытный психотерапевт в игровой форме, увлекая малыша каким-то занятием, прорабатывает проблему;
- семейная психотерапия — данный метод эффективен в ситуации, когда имеют место проблемы в семье и источником депрессии являются скандалы между родителями;
- терапия любовью – малыш, который испытывает ее недостаток, так и продолжит находиться в депрессивном состоянии, пока запасы любви не восполнятся;
- правильная организация детского досуга — важно выделять время и на отдых, и на увлечения ребенка;
- откровенная беседа — когда с малышом необходимо просто поговорить по душам, выяснить, что его угнетает изнутри, но ни в коем случае не давить на него.
В психотерапии может применяться индивидуальный подход и групповой метод:
- индивидуальная терапия основывается на выстраивании доверительных взаимоотношений между ребенком и психологом, ее целью является оказание поддержки, проявление сострадания и помощи, обучение развитию уверенности в своих силах;
- групповая терапия проводится с целью укрепления и развития социальных навыков. Она дает возможность ребенку правильно адаптироваться в социуме.
Сделали подборку книг, которые помогут узнать больше об универсальных стратегиях взаимодействия с детьми с аутизмом. Вы поймете, как правильно структурировать среду, развивать навыки ребенка и поддерживать его в процессе обучения.
Более подробно ► Фонд обнажённые сердца
Скачать книги можно на платформе «Обнажённые сердца онлайн».
Новогодние праздники: риски для детей с РАС
Новый год наступит совсем скоро. Встречи с родными, подарки, фейерверки, праздничные ярмарки и застолья — все то, чего мы так ждали. Однако шум, приход гостей и изменение рациона могут вызвать сильный стресс у аутичных людей. Рассказываем, как снизить тревогу ребенка с РАС и отлично провести каникулы. Скорее изучайте карточки и делитесь постом с друзьями.
Получить больше полезной информации можно на платформе «Обнажённые сердца онлайн».