Прочее
С начала 2023 года по всей стране стали фиксировать случаи заражения корью среди детей и взрослых.
Первая вспышка кори была обнаружена в январе в Новосибирской области. Уже сейчас информация о заболевших поступает из Саратовской, Волгоградской, Кемеровской областей, а также из Башкирии. Кроме того, известно о вспышке кори в Санкт-Петербурге.
Какие причины появления вспышек кори в России в 2023-м?
Вспышка кори в 2023 году связана во многом с тем, что у населения есть достаточно большая неиммунная прослойка людей.
А так как корь отличается крайне высокой степенью заразности (контагиозный индекс 100%), из десяти человек, у которых нет иммунитета, при контакте с заболевшим заразятся все десять.
Также важен тот факт, что сейчас достаточно высок процент противников вакцинации. Это движение населения, которое набирает обороты из года в год, из-за чего число незащищенных от инфекции людей увеличивается.
Понимая это, можно прогнозировать появление более значительных очагов кори в России.
Что такое корь и чем она опасна для ребенка?
Корь — острое вирусное заболевание, к которому восприимчивы люди любого возраста, но все-таки чаще ею болеют дети от года до пяти лет.
Корь у ребенка до трех месяцев встречается крайне редко, так как дети этого возраста получают иммунитет от матери, если она была привита против кори двукратной вакциной или перенесла заболевание ранее. Но малыш может заболеть корью, если у мамы иммунитета нет и она не смогла его передать своему ребенку.
После десяти месяцев пассивный иммунитет в виде иммуноглобулинов, полученных от матери, уже не определяется, и ребенок становится восприимчив к кори.
Заранее неизвестно, как у ребенка будет протекать заболевание корью. Кто-то, возможно, его вообще не заметит или не отличит от другой вирусной инфекции, так как возможна корь без температуры. В некоторых же случаях корь у детей может вызывать серьезные осложнения.
Как передается корь?
Корь передается воздушно-капельным путем. То есть при разговоре с заболевшим даже от одного чиха, не имея иммунитета, человек заразится. Кроме того, вирус кори может разноситься с потоком воздуха. К примеру, если на лестничной клетке живет человек, заболевший коревой инфекцией, соседи могут инфицироваться даже без прямого контакта.
Признаки и симптомы кори у детей
В день заражения инфекцией начинается инкубационный период. Длится он в среднем от 7 до 17 дней. Но бывают исключения, когда продолжительность периода увеличивается до 21 дня. Это касается тех детей, которые получили коревой иммуноглобулин, плазму или препараты крови.
Выделяется два периода развития течения инфекции — начальный (когда появляются катаральные симптомы) и период экзантемы (высыпания на коже и слизистых).
Начальная стадия заболевания кори длится 3–4 дня. Первые признаки кори у детей похожи на обычные ОРВИ:
- плохое самочувствие;
- недомогание;
- вялость;
- плаксивость;
- нарушение сна;
- повышенная температура тела (выше 38,5 °C);
- насморк при кори;
- кашель (по мере развития заболевания усиливается, становится грубым, лающим), осипший голос;
- в некоторых случаях возможен стеноз гортани;
- конъюнктивит (отечные веки в начале, позже к симптому присоединяются отделяемые гнойные выделения).
На начальной стадии отличить корь от другой вирусной инфекции крайне сложно, потому что нет каких-либо явных, специфичных маркеров. Поэтому при первых признаках заболевания обратитесь к педиатру. Только врач сможет правильно поставить диагноз и назначить лечение.
Следующий этап — период экзантемы, высыпаний, которые появляются не только на коже, но и на слизистой оболочке мягкого неба и частично твердого неба.
Экзантемы — это высыпания при кори, которые имеют небольшой размер (3–5 мм), розоватый оттенок и неправильную форму. Экзантемы имеют тенденцию к слиянию. Поэтому на приеме врач может увидеть характерные высыпания, которые позволят диагностировать корь.
Одновременно с сыпью на коже на слизистой оболочке щек появляются высыпания размером 1–2 мм, с небольшими белыми элементами и окруженные узкой «каемкой» — пятна Бельского — Филатова — Коплика. Этот симптом не встречается ни при каких других вирусных инфекциях и является одним из главных маркеров коревого заболевания.
Так как сыпь меняется во времени, с розового цвета переходит в красный, на коже может оставаться пигментация после кори.
Сыпь имеет отличительный характер:
- появляется поэтапно,
- распространяется сверху вниз,
- имеет пятнистый вид,
- характерна тенденция к слиянию.
Лечение кори у детей
Специфического лекарства от кори нет. Сейчас мы можем помочь ребенку только снять симптомы.
Единственным эффективным методом защиты на сегодняшний день является вакцинация. Поэтому педиатры рекомендуют привиться сейчас, чтобы обезопасить ребенка от тяжелого течения болезни.
Осложнения после кори
Осложнения при кори у детей бывают специфические и обусловленные присоединением вторичной бактериальной инфекции.
Корь — это вирус, который живет на поверхности кожи и слизистой. Однако он может поражать дыхательную систему во время всего течения заболевания. У ребенка развиваются ларингит (воспалительное заболевание слизистой оболочки гортани), ларинготрахеиты (воспаление гортани и трахеи), может появиться осиплость голоса, ощущение удушья.
Эти проявления кори у детей требуют быстрых мер реагирования для предотвращения состояния, которое может быть жизнеугрожающим.
Также может развиваться конъюнктивит, который в некоторых случаях перерастает в кератоконъюнктивит, способный спровоцировать полную потерю зрения.
Тяжелое течение кори может вызвать самое опасное осложнение коревой инфекции — подострый склерозирующий панэнцефалит. Заболевание, которое развивается крайне редко, но оно зафиксировано и встречается у детей самого младшего возраста (до двух лет). Может привести к деменции и летальному исходу.
Также возможно развитие менингоэнцефалита с судорожным синдромом.
Осложнения, которые развиваются вследствие присоединения вторичных бактериальных инфекций:
- Пневмония, которая может присоединиться к коревой инфекции уже на 3–4 день. Проявляется в усиления кашля, появлении одышки, выслушиваются хрипы при осмотре.
- Гнойный отит.
- Поражения сердечно-сосудистой системы, в том числе миокардиты.
- Поражение почек.
- Поражение печени.
Профилактика кори у детей
Лучшей профилактикой от кори является вакцинация в 12 месяцев и ревакцинация в 6 лет.
Двухэтапная вакцина от кори обеспечивает пожизненный иммунитет от инфекции.
Частые вопросы по кори:
1. Сколько длится карантин при кори?
Карантин при кори длится 21 день. Это связано с тем, что три недели — это длительность максимального инкубационного периода. В среднем он держится 9–17 дней, но если человек получал человеческие препараты крови (плазму, иммуноглобулин коревой), тогда этот период может увеличиваться до 21 дня.
2. Сколько дней человек заразен при кори?
Наиболее заразен заболевший корью в последние дни инкубационного периода (обычно два дня) и до четвертого дня от начала высыпания. В среднем заразиться от уже инфицированного можно в течение 1–1,5 недели.
В этот период человек выделяет вирус при кашле, чихании, разговоре.
Заразность кори очень высока и срабатывает практически в 100 случаях из 100.
То есть все 100 % людей, которые не имеют иммунитета, при контакте с инфекцией заболеют в 100 % случаев.
3. Можно ли заболеть корью во второй раз?
Обычно пожизненный иммунитет формируется после перенесения кори или после двукратного введения живой коревой вакцины.
Так как вакцина от кори живая, она имитирует легкую форму заболевания, запускает иммунологические процессы, такие же, как и при инфекционном процессе. Так тот, у кого сформировался иммунитет, будет защищен от вируса на протяжении всей жизни.
Но есть люди, у которых не формируется устойчивость к вирусу даже после проведения вакцинации. Такие случаи фиксируются очень редко. Как правило, человек болеет за всю жизнь, если болеет вообще, один раз.
В случае повторного инфицирования симптомы кори у привитых детей будут менее выраженными. Заболевание будет протекать в более легкой форме без тяжелых осложнений.
4. Что делать после контакта с больным корью?
Если после контакта с больным корью у вас нет данных о вакцинации, можно в течение 72 часов ввести вакцину.
Иммунитет, который сформируется после введения вакцины, успеет защитить вас именно потому, что инкубационный период кори достаточно длинный. То есть иммунная система успеет отреагировать и заболевания не возникнет.
Но это правило действует только в ограниченный промежуток времени в 72 часа.
Также в некоторых случаях может вводиться иммуноглобулин коревой. Это уже пассивные антитела, то есть не вирус, а уже сформированные антитела, которые свяжут попавшую в организм инфекцию и выведут, не дав развиться. Это пассивный иммунитет, который очень непродолжительное время защищает, но эффективен в острый период.
5. В каком возрасте делается прививка от кори?
Прививку от кори ребенку делают в год, ревакцинацию — в шесть лет. Если у ребенка сформировался иммунитет после вакцинации, он будет пожизненным, больше ревакцинация не потребуется. В организме формируются клетки памяти, которые надежно сохраняют полученную информацию о том, что уже был контакт организма с вирусом кори.
6. Сколько действует прививка от кори у детей?
При двукратном введении коревой вакцины или в случае перенесенной инфекции формируется пожизненный иммунитет. Однократного введения будет недостаточно для формирования иммунитета.
7. Можно ли заболеть корью, если привит в детстве?
Вакцинация не защищает нас в принципе от заболеваний, а минимизирует риск тяжелого течения заболевания. Поэтому вакцинированный в детстве человек может заболеть корью в уже взрослом возрасте. Но в этом случае проявится корь в легкой форме, не будет серьезных осложнений.
8. Когда нельзя делать прививку от кори?
Прививка от кори живая, поэтому желательно делать ее ребенку в здоровом состоянии. При этом должны отсутствовать признаки острого заболевания.
На приеме врач предварительно измеряет температуру, чтобы убедиться в том, что она в пределах нормы.
9. Как понять, что у ребенка корь?
Первыми появляются элементы на лице, на спинке носа и за ушами. В течение первых суток высыпания распространяются дальше на шею, верхнюю часть груди и плечи.
На второй день сыпь целиком покрывает туловище, распространяется на руки, и на остальные части тела.
Сыпь при кори меняется. Сначала она мелкая, розового цвета, папулезная, располагается на коже нормального цвета. Дальше она будет расплываться и сливаться, меняя свой цвет на более яркий, красный.
С течением заболевания сыпь при кори приобретает бурый оттенок и начинается период пигментации, который продолжается 7–14 дней. Уже с третьего дня этого периода сыпь распространяется также сверху вниз.
Ребенок будет выглядеть болезненным:
- одутловатое лицо,
- веки и нос отечные,
- губы сухие,
- глаза красные,
- общее недомогание и слабость,
- плохой или отсутствующий аппетит.
Малыша может беспокоить головная боль. Инфекция кори может вызвать:
- поражение нервной системы;
- изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, которые можно заметить только при осмотре специалистом;
- поражение почек.
Корь — это тяжелая инфекция, от которой лучше защититься с помощью вакцинации.
10. Как отличить корь и краснуху?
Эти два заболевания имеют много похожих симптомов, но отличить их все же можно.
- Инкубационный период краснухи несколько больше, чем у кори, — 18–21 день в среднем.
- Повышенная температура тела — при кори она может повыситься до 40 °С, при краснухе же максимальное значение — 38 °С.
- Сыпь: при краснухе сыпь появляется раньше, уже на 1–3 день заболевания. Отличие будет и локальное — краснуха проявляется в первую очередь на лице и сгибах рук.
- Также при краснухе сыпь будет более мелкая, точечная, с менее выраженным красным цветом, чем при кори.
- Характер высыпания: при краснухе сыпь исчезает уже через три дня и не оставляет после себя пигментации.
- Краснуха также имеет отличительные симптомы, которые при кори не появляются: увеличение заушных лимфоузлов.
11. Сколько болеют корью?
В среднем длительность заболевания длится от 9 до 11 дней. Инкубационный период, как мы говорили выше, длится 21 день.
12. Сколько дней держится высокая температура при кори?
Высокая температура при кори — один из самых первых и постоянных симптомов.
В среднем повышение температуры отмечается на 10–12 день с момента заражения и может держаться от четырех дней до недели.
Подготовила врач-педиатр Медведева О.В.
Врождённые пороки сердца – это все пороки клапанов сердца и перегородок сердца, возникшие в утробе матери ещё до появления младенца на свет. К классическим порокам сердца также относится врождённое поражение коронарных сосудов. Частота врождённых пороков сердца довольно высока и встречается у 1 % всех новорождённых.
Частота отдельных врождённых пороков сердца
- 31 % дефект межжелудочковой перегородки
- 5 - 8 % стеноз перешейка аорты
- 7 % дефект межпредсердной перегородки
- 7 % незаращение артериального протока
- 7 % стеноз клапана лёгочной артерии
- 3 – 6 % стеноз аортального клапана
- 5,5 % Тетрада Фалло
Симптомы врождённых пороков сердца
Главной причиной возникновения симптомов является недостаток кислорода. Внешне это проявляется через синюшную окраску (цианоз) кожи, губ и ногтевого ложе. Наряду с этим иногда может появляться учащённое или затруднённое дыхание, аспонтанность, тахикардия и отёк ступней, щиколоток или живота.
Диагностика и терапия врождённых пороков сердца
Многие врождённые пороки сердца и мальформацию сосудов выявляют во время пренатальной диагностики. Выявление тяжёлого порока сердца - не основание для прерывания беременности.
Многие пороки вызывают громкие сердечные шумы, т.к. из-за сужения или порока клапанов сердца происходит завихрение тока крови или шунт. В зависимости от характера шумов в сердце специалисты могут установит их причину.
Порок сердца не всегда диагностируется при рождении. Чаще симптомы проявляются в течение жизни.
Большую роль в диагностике врождённых пороков сердца играет электрокардиограмма, сокращённо ЭКГ. Посредством отведения токов сердца врач прежде всего может выявить нарушение ритма сердца (аритмию), а также определить размер сердца и расположение его камер.
Важным методом диагностического обследования является эхокардиография. Это ультразвуковое исследование точно отображает сердце и все его структуры. Таким образом возможно увидеть практически все виды пороков сердца. Наряду с этим эхокардиография позволяет исследовать функцию. Этот метод абсолютно безболезненный и не несёт никакого риска.
Открытые кардиохирургические или минимально инвазивные посредством сердечного катетера, преследуют одну цель – исправление врождённых пороков сердца. Наряду с этим лечению хорошо поддаются сужения, так называемые стенозы, а также проводится реконструкция клапанов сердца.
Возможно ли предупредить врождённый порок сердца?
Девочкам следует прививаться от краснухи. Если во время беременности нужно принимать лекарства, нужно проконсультироваться с врачом. И конечно, никакого алкоголя и никотина во время беременности. Необходимо посещать все профилактические осмотры беременных, делать УЗИ. От опыта врача и качества аппарата УЗИ зависит выявление возможного порока сердца у ещё не рождённого ребёнка.
Врач УЗИ КДО Кузнецова Н.И.
Пилороспазм - это выраженное спастическое сокращение мышц привратника желудка, расположенных на выходе из желудка.
При спазме привратника у ребенка возникают:
- проблемы со своевременной эвакуацией пищи из желудка в двенадцатиперстную кишку;
- длительный застой с неприятными проявлениями и нарушением процесса пищеварения.
Почему и как развивается пилороспазм у детей
Привратник представляет собой мышцу, которая сокращается постоянно, а его правильный тонус регулирует работу всех отделов пищеварения и реагирует на изменение выделения и концентрации пищеварительных соков и нервных импульсов из головного и спинного мозга.
Пилороспазм – это судорожное сокращение привратника, которое развивается при сильном перераздражении нервной системы в сочетании с патологией пищеварительного тракта.
В зависимости от причины возникновения патологии выделяют первичный пилороспазм и вторичную форму данной патологии.
Первичный пилороспазм у грудных младенцев и детей раннего возраста развивается при тяжёлом течении беременности, которая протекает:
- с тяжёлыми токсикозами (гестозами) в первой и второй половине беременности;
- на фоне сложной эндокринной патологии;
- при сложных вирусных инфекция, перенесённых в период беременности;
- при нарушении фетоплацентарного кровообращения;
- при хронической гипоксии плода;
- при трудных родах, которые осложнились родовой травмой и/или перинатальными повреждениями нервной системы;
- при значительной незрелости пищеварительной и нервной системы у новорожденного;
- при глубокой недоношенности.
Первичный пилороспазм у детей старшего возраста, подростков развивается:
- при нарушениях своевременной передачи нервных расслабляющих импульсов на рецепторы привратника, что чаще всего наблюдается при значительных сбоях в работе центральной и/или вегетативной нервной системы (при стойких неврозах, энцефалопатиях, выраженной вегето-сосудистой дистонии, демиелинизирующих патологиях, спинномозговых грыжах);
- при длительных стрессах, резком психологическом переутомлении и/или физическом перенапряжении;
- при гиповитаминозах, особенно при значительном дефиците витаминов группы В;
- при интоксикациях, особенно при передозировке морфина или злоупотреблении никотином;
- при повышении тонуса блуждающего нерва, связанного со значительными нарушениями работы вегетативной нервной системы;
- рефлекторная форма пилоростеноза развивается при перераздражении начальных отделов кишечника или области илеоцекального угла.
Вторичный пилороспазм развивается у детей и подростков на фоне различных патологических процессов пищеварительной системы и органов малого таза:
- при язвенных дефектах с локализацией в области привратника;
- при хроническом гиперацидном гастрите и пилородуодените;
- при воспалении кишечника (стойких колитах, болезни Крона);
- при воспалительном процессе желчных путей (холангитах, холецистите);
- при полипах желудка и спаечной болезни;
- при воспалении органов малого таза.
В зависимости от степени сужения привратника пилороспазм может быть:
- полным (абсолютным);
- относительным.
Выделяют две формы патологического спазма привратника:
- компенсированная, когда спазм в большинстве случаев спазм преодолевается, происходит частичное расслабление мышц и пища проталкивается через суженное отверстие;
- некомпенсированная, при этом стенки желудка утомляются, перерастягиваются и наблюдается длительный застой пищи в желудке, он сопровождается нарушениями обмена веществ и трофическими расстройствами.
Симптомы пилороспазма
У детей раннего возраста пилороспазм проявляется сразу после рождения и характеризуется сначала нарастанием симптомов (при отсутствии лечения), а по мере роста малыша и созревании всех его органов и систем признаки пилороспазма постепенно уменьшаются, а к шести месяцам исчезают полностью. Он проявляется:
- упорными и частыми срыгиваниями (объем более двух-трех столовых ложек), спустя несколько часов после кормления, реже рвотой фонтаном;
- снижением набора веса с уплощением весовой кривой;
- беспокойством, плачем, нарушением сна, часто это обусловлено кишечной коликой;
- при выраженном спазме отмечается выраженная потеря веса, обезвоживание организма, западение большого родничка, снижение тургора кожи и снижением общего мышечного тонуса с признаками поражения нервной системы.
Но при этом нужно знать и о существовании другой более сложной, чаще врождённой патологии привратника – пилоростенозе. У детей раннего возраста эта патология развивается в результате врождённого порока развития при воздействии агрессивных факторов на эмбрион в период закладки желудка и нарушение его дальнейшей дифференцировки.
Пилоростеноз и пилороспазм (в зависимости от степени сужения и спазма) сопровождаются активацией перистальтики желудка с усилением и учащением перистальтических волн. При пилороспазме их сила, ритм и скорость значительно увеличивается и отмечается стенозирующая перистальтика. В определенные моменты перистальтические волны, достигая значительной силы – замедляются («застывают») и проявляются одеревенелостью желудка. Также при пилороспазме проявляются сильные втяжения на стенках стенки желудка, он имеет форму четок.
Все эти патологические проявления связаны:
- с одеревенелостью желудка;
- со стенозирующей перистальтикой;
- с эктазиями или застойным расширением желудка.
Кроме этого прямым признаком пилоростеноза считается возникновение антиперистальтических волн.
Врождённый пилоростеноз излечивается только оперативными методами в первые дни жизни малыша - рассечение суженного кольца привратника и его пластика.
Важно знать, что выраженный пилороспазм, обусловленный стойкими неврогенными причинами или патологическими изменениями ЖКТ (без необходимого лечения) в любом возрасте может трансформироваться в пилоростеноз. Постоянные и длительные спазмы привратника могут привести к нарушению его внутреннего строения – гипертрофии мышц и замещении мышечной ткани соединительной с развитием вторичного пилоростеноза.
К симптомам пилоростеноза у детей дошкольного возраста и школьников относятся:
- частые и длительные распирающие боли распирающего и/или колики в области желудка;
- болезненные спазмы в эпигастрии;
- постоянная тошнота, отрыжка и тяжесть в желудке, реже отмечается рвота, приносящая значительное облегчение;
- снижение веса и истощение организма;
- проявления гиповитаминоза;
- после исчезновения болей развиваются признаки «мочевого криза» - обильное выделение очень светлой и низкой плотности мочи.
При отсутствии лечения усиливаются все вышеперечисленные симптомы и общая прогрессирующая со временем слабость в связи с потерей солей с мочой и рвотой, а длительный застой пищи в желудке обуславливает крайне неприятный запах рвотных масс. Все эти усугубляющиеся признаки характеризуют постепенный переход спазма в стеноз. Скорость перехода спазма привратника в пилоростеноз зависит:
- от объёма функциональных нарушений желудка;
- от характера и механизма расстройства центральной и периферической нервной регуляции органа;
- от причины патологических изменений;
- от возраста пациента.
Кроме этого вторичный пилоростеноз может быть связан:
- с органическими поражениями мышц и/или их рубцовых изменений;
- с химическим ожогом пилорического отдела желудка.
- или в результате длительного и прогрессирующего пилоростеноза в связи с гипертрофией его мышц.
При пилоростенозе (доказанном морфологическом изменений мышцы и её замещении соединительной тканью) единственным методом лечения считается – хирургическое вмешательство (в любом возрасте).
Диагностика заболевания
Диагностикой и последующим лечением этой патологии занимается врач-гастроэнтеролог. Диагностика основана на проведении рентгенологического исследования с введением контрастного вещества в желудок. Признаками пилороспазма считаются:
- задержка продвижения пищи из желудка в двенадцатиперстную кишку или поступление контрастной смеси мелкими порциями;
- желудок имеет форму «песочных часов»;
- для дифференциальной диагностики спазма и стеноза привратника вводят спазмолитический препарат, и отмечается расслабление мышц.
Дополнительным методом исследования является гастродуоденоскопия (введение зонда) и эндоскопическое исследование желудка с визуальным определением спазмированного пилорического отдела желудка.
Лечение пилороспазма у детей
У детей раннего возраста терапия пилороспазма основана на применении специальных адаптированных (антирефлюксных), содержащих различные загустители – камедь рожкового дерева, галактоманан: «Нестаргель»; «Фрисовом»; «Нутрилон-анти-рефлюкс»; «Семпер Лемолак».
Эти смеси вводятся в рацион малыша, даже если он находится на грудном вскармливании, но выбор и объем докорма осуществляется только лечащим врачом. Кроме этого необходимо дробное кормление небольшими объемами с принятием специальных положений в кроватке.
Также курс лечения дополняется:
- массажами живота и общим расслабляющим массажем;
- применением спазмолитиков;
- седативных препаратов;
- купанием в отварах успокаивающих и расслабляющих лекарственных растений.
По мере созревания нервной системы пилороспазм у малышей постепенно исчезает.
Терапия пилоростеноза у детей после года основана на выявлении и максимальном устранения причины развития патологического процесса – патология нервной системы или пищеварительного тракта.
Основой лечения является специальная диета. Пациентам устанавливается строгий режим дня и приема пищи, достаточный сон, исключение стрессов, физических и психологических перенапряжений и переутомлений.
Из рациона полностью исключают острую пищу; маринованные блюда; копчености; продукты, имеющие в своем составе грубую клетчатку; пресное тесто, сдобу, сладости.
При обезвоживании со значительной потерей солей назначаются внутрь дробно солевые растворы, при необходимости их вводят внутривенно капельно.
При пилороспазме назначаются:
- спазмолитики и миорелаксанты для расслабления мышц;
- лечение дисбактериоза и других функциональных расстройств пищеварительного тракта;
- мягкие успокаивающие препараты с валерианой, пустырником;
- растительные адаптогены;
- для нормализации работы вегетативной нервной системы - ноотропы с седативными средствами и транквилизаторами (фенибут).
Дополняется лечение комплексами ЛФК, массажа, физиопроцедур (электрофорез со спазмолитическими лекарственными средствами, аппликации парафина) и дыхательной гимнастики.
Врач УЗИ КДО Кузнецова Н.И.
Инсульт — это острое нарушение мозгового кровообращения. Существует обширная классификация инсультов, но глобально их можно разделить на два основных вида: ишемический и геморрагический. Заболеваемость артериальным ишемическим инсультом в детском возрасте: 2–3 случая на 100 000 детей в год. Частота инсульта у детей меньше 30 дней жизни составляет 26, 4 на 100 000, при этом геморрагии диагностируются в 6, 7 на 100 000, а ишемии — 17, 7 на 100 000 случаев. Процент летальности варьируется от 7 до 28%, что соответствует 0,6 на 100 000 детей в год.
Вне зависимости от первоначальной причины, ишемический инсульт представляет собой гибель клеток мозга в результате уменьшения поступления крови более чем на 50%. В области поражения имеется центральная зона, в которой через час образуется инфаркт, а также периферическая зона, сохраняющая жизнеспособность в течение 3-6 часов. Ишемический инсульт возникает в результате тромбоза, эмболии, а также шока. Тромбоз может быть артериальным и венозным. Из основных причин тромбоза можно выделить генетические аномалии системы свертывания крови, инфекции (ветряная оспа, менингит, отит, синусит и т.д.), системные воспалительные заболевания (первичный васкулит ЦНС, системная красная волчанка, саркоидоз и т. д.), прием лекарственных препаратов, а также травмы.
Геморрагический инсульт, в отличие от ишемического, подразумевает разрыв сосуда и выход крови из кровеносного русла. В зависимости от локализации это может быть кровоизлияние непосредственно в ткань мозга (паренхиматозное), а также под мозговые оболочки (субарахноидальное, субдуральное, эпидуральное). Геморрагические инсульты у новорожденных чаще ассоциированы со стремительными родами, низкой массой тела при рождении, разрывами артериальных аневризм и артерио-венозных мальформаций. Геморрагические инсульты у дошкольников связывают с разрывами артериальных аневризм и артериовенозных мальформаций, васкулитами (инфекционными, аутоиммунными, медикаментозными), заболеваниями крови (гемофилией, болезнью Верльгофа и др.). Геморрагические инсульты у детей старшего возраста и подростков, прежде всего, ассоциированы с разрывами артериальных аневризм и артериовенозных мальформаций, васкулитами (инфекционными, аутоиммунными, медикаментозными), заболеваниями крови (гемофилией, болезнью Верльгофа и др.), наркоманией (кокаином, амфетамином и пр.).
К сигнальным признакам инсульта относят:
- смазанную речь, сложность в понимании обращенной речи;
- неловкость и/или онемение в ноге при ходьбе;
- одностороннюю слабость в руке и ноге;
- головную боль, необычно сильную и/или онемение лица;
- снижение зрения на один или оба глаза, двоение предметов;
- неловкость и/или онемение руки;
- головокружение, неустойчивое равновесие;
- нарушение глотания.
Если ребенок имеет один или больше этих знаков необходимо:
- немедленно вызвать бригаду скорой медицинской помощи;
- зафиксировать время появления первых признаков заболевания.
Лечение инсульта происходит исключительно в рамках круглосуточного стационара. Помимо медикаментозного лечения, важным фактором хорошего исхода является раннее начало реабилитации. Первый этап реабилитации происходит параллельно с лечением, а в дальнейшем в специализированных учреждениях. В Тульской области второй этап реабилитации осуществляется на базе ГУЗ ТО «Клинический центр детской психоневрологии им. Б.Д. Зубицкого».
В качестве профилактики возникновения инсульта в детском возрасте существуют периодические медицинские осмотры, в рамках которого осуществляются консультации узких специалистов, а также лабораторные и функциональные исследования.
Подготовила врач-невролог Рыкова Д.И.
Дыхательная и звуковая гимнастика. Мышечная релаксация
Психическая саморегуляция– это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Осуществляется саморегуляция с помощью естественных или специально сконструированных приемов и способов.
В результате саморегуляции могут возникнуть три основных эффекта:
- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
- эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Современная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накоплениям остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.
Дыхательная гимнастика
1. Дыхательное упражнение с успокаивающим эффектом
Упражнение “Отдых”
Исходное положение — стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1—2 минут. Затем медленно выпрямиться.
2. Дыхательные упражнения с тонизирующим эффектом
Упражнение “Замок”
Исходное положение — сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении “замок”. Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2— 3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.
Упражнение “Голосовая разрядка”
Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов — издать резкий звук, например, “Ух!”
Звуковая гимнастика
Цель: укрепление духа и тела.
Правила применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Припеваем следующие звуки:
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма.
«Мышечная релаксация»
Релаксация – это расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц. Понижая мускульное напряжение, мы способствуем снижению и нервного напряжения, поэтому состояние расслабленности уже само по себе обладает психогигиеническим эффектом.
Техника релаксации направлена на снятие ненужного напряжения. Умение расслабиться помогает приостановить ненужный расход энергии, быстро нейтрализует утомление, снимает нервное напряжение, дает ощущение покоя и сосредоточенности.
Расслабились мышцы – отдыхают нервы, исчезают отрицательные эмоции, быстро улучшается самочувствие.
Можно использовать для мышечной релаксации 10 групп мышц по методике Джекобсона.
Важно запомнить, что наша главная задача на глубоком, медленном вдохе напрягать определенную группу мышц, затем задержать дыхание на 5 секунд. А на медленном выдохе максимально расслабить эти мышцы. Затем восстановить дыхание и в течение 30-ти секунд сосредоточить внимание на возникающее расслабление.
В таком режиме дыхания мы сейчас будем выполнять следующие упражнения:
Группы мышц |
Упражнения |
1. Кисти рук |
1. Сжать кисти рук |
2. Руки (кисть, предплечье, плечо) |
2. Попытаться дотянуться руками до противоположной стены, сильно растопырив пальцы |
3. Шея и надплечье |
3. Плечами дотянуться до мочек ушей |
4. Мышцы спины |
4. Свести лопатки и потянуть их немного вниз |
5. Стопы |
5. Попытаться дотянуться пальцами стоп до голени |
6. Ноги |
6. Встать на цыпочки и напрячь мышцы ног |
7. Мышцы лба |
7. Поднять брови высоко вверх |
8. Мышцы носа, щек |
8. Сморщить нос |
9. Мышцы щек, шеи |
9. Растянуть уголки губ («Улыбка Буратино») |
10. Мышцы губ |
10.Вытянуть губы трубочкой |
Все упражнения повторяются два раза.
После выполнения упражнений можно дать участникам следующую инструкцию: «Мысленно повторите следующие фразы: «Я хочу быть спокойным…», «Я успокаиваюсь…», «Я спокоен…», «Я буду спокойным…».
Подготовила врач психиатр, психотерапевт Осмоловская Н.Е.
Подростку нужно ознакамливаться с пищевой ценностью продукта на его упаковке.
Практически на каждом продукте изготовители пишут, из чего он сделан. Какую пищевую ценность имеет. Сколько белков, жиров, углеводов и калорий содержит. Найти данные о пищевой ценности продукта не сложно. Информация об этом размещается на лицевой части упаковки. Иногда ее располагают сзади.
Ваша задача на первом этапе – приучить подростка проверять пищевую ценность продукта перед его потреблением. Смотреть, подходит ли он ему по уровню калорийности. А также по жирам, белкам и углеводам. Если подходит, то подобный продукт подросток покупает. Если нет, то откладывает.
Подростку необходимо умножить вес всех питательных веществ на то, сколько в них содержится калорий.
В каждом грамме белка находится около четырех калорий. В каждом грамме углеводов тоже находится по четыре калории. В каждом грамме жиров - около девяти калорий.
Рассчитать калорийность продукта можно по количеству содержащихся в нем питательных веществ. Предположим, в пище, которую планирует потребить подросток, следующие показатели пищевой ценности:
- Белков – 20 гр.
- Углеводов – 30 гр.
- Жиров – 15 гр.
Для вычисления пищевой ценности нам нужно перемножить каждое вещество следующим образом. 20 грамм белков умножить на 4, и получить 80. 35 грамм углеводов умножить на 4, и получить 140. 15 грамм жиров умножить на 9, и получить 135. Столько калорий содержится в каждом виде питательного вещества.
Объясните ребенку, что белки, жиры и углеводы измеряются только одной единицей. Граммами. Важно, чтобы при подсчете пищевой ценности продукта подросток разбирался в системе измерений.
Научите подростка вычислять общее количество калорий, которое образуют все виды питательных веществ.
После того, как вы объясните тинейджеру способы распределения калорий в том или ином продукте, переходите к следующему этапу. Расскажите ему, как высчитать, сколько калорий будет в одной порции пищи. Если сложить все перемноженные результаты, которые мы привели в предыдущем абзаце, то получим следующие вычисления. К 80 прибавляем 140, и к этому числу еще прибавляем 135, получаем 355. Столько калорий должно получиться в той порции еды, которую съел тинейджер.
Важно всегда проверять соответствие реальной калорийности продукта с той, что указана на упаковке. Если тинейджер получил число 355, то оно в обязательном порядке должно соответствовать данным на коробке. Там тоже должно быть указано, что съеденная им порция содержит в себе 355 калорий.
Очень важно научить подростка высчитывать калории самостоятельно. Без помощи упаковки с пищевой ценностью на продукте. Если он будет проводить расчеты регулярно, то вскоре это войдет у него в привычку. И он сможет с легкостью научиться правильно составлять свое питание. Не будет испытывать проблем с рационом. Как следствие, ему будет проще проводить манипуляции с собственной массой. Снижать или повышать ее.
Подростку нужно потреблять правильные порции и учитывать их объем.
Когда подросток считает калории, он должен обращать внимание не только на пищевую ценность продуктов. Но и на то, какую порцию он съел. Сколько грамм она содержала.
На упаковках обычно пишут количество калорий и пищевой ценности на сто грамм продукта. На некоторых предметах питания указывают количество калорий для конкретной порции. Однако, это бывает довольно редко. Поэтому подростка надо научить учитывать и то, сколько он съел грамм пищи.
Объясните подростку, что подсчет размеров порций очень важен. Если, например, в 100 граммах продукта содержится 10 грамм жиров и 25 грамм углеводов, а подросток съел 200 грамм продукта, то эти цифры складываются. Получается, что он потребил 20 грамм жиров, и 50 грамм углеводов.
Когда подросток сбрасывает или набирает вес, то просчитывать эти параметры очень важно. Для того, чтобы не допустить потребления вредных веществ.
Подростку нужно сравнивать то, сколько в продукте калорий, с тем, насколько часто пищу можно кушать в сутки.
Диетологи советуют потреблять белки, жиры и углеводы в следующих пропорциях в сутки:
- Углеводов нужно кушать в диапазоне от 46% до 65% в сутки. От общего количество потребленных питательных веществ;
- Белки нужно потреблять в диапазоне от 10% до 35%;
- Жиры нужно потреблять в диапазоне от 20% до 25%.
На некоторых видах продуктов указано, какое количество определенных питательных веществ нужно потреблять в сутки. На основе этого тинейджер может сделать вывод о том, какое количество нужного вещества содержится в конкретном предмете пищи. Например, что жиров можно есть не более 65 грамм в сутки. Углеводов – не более 256 грамм в сутки. И так далее.
Также, диетологи рекомендуют подросткам и взрослым людям кушать не более, чем 2.000 калорий в сутки. Это оптимальное количество питательных веществ для организма.
Подросток может считать калории с помощью специальных программ.
Соответствующие программы размещены в интернете. Они созданы для того, чтобы облегчить жизнь спортсмену. Считать калории с помощью них нужно следующим образом.
Подростку нужно найти подходящий для него калькулятор калорий.
Найти калькулятор калорий можно в интернете. Для этого можно воспользоваться специальным сайтом. Или скачать приложение на смартфон. В которое подросток сможет добавлять продукты, и ПО будет писать, сколько калорий он употребил. А также то, сколько полезных веществ извлек из конкретного приема пищи.
Также, тинейджер может обратиться к официальным ресурсам. Например, к Таблице Калорийности, которую составило Министерство Здравоохранения РФ. Здесь указана информация о пищевой ценности абсолютно каждого продукта. Найти ее можно всего в несколько кликов.
Подростку нужно всегда и везде носить с собой калькулятор калорий.
Самым простым вариантом для этого будет скачать специальное приложение на смартфон. Чтобы загрузить в него тот или иной продукт, подростку необходим только лишь доступ в интернет. Благо, быстрый мобильный интернет есть практически во всех странах.
Если у тинейджера нет возможности иметь калькулятор калорий в своем телефоне, то он может приобрести себе бумажную версию справочника калорийности. И носить его с собой. Записывая в блокнот все продукты, которые он потребил. Вместе с количеством белков в них.
Как подростку найти информацию об употребленном продукте?
Чтобы подросток смог найти информацию о том или ином продукте, ему необходимо зайти в интернет-справочник. Ввести название того продукта, который он употребил. Указать количество грамм. И через секунду программа выдаст подростку полную информацию о пищевой ценности того или иного продукта. Также, тинейджеру нужно выяснить, какую порцию он потребил. Этот параметр нужно указать в граммах.
Если подросток потребляет пищу, приготовленную дома, то уровень ее калорийности может отличаться от ресторанного
Если подросток кушает еду, приготовленную дома, то уровень ее калорийности может значительно разниться. В зависимости от того, какое количество продуктов находится в блюде. И в каких пропорциях.
Именно поэтому подростку необходимо всегда уточнять размер и массу пищи у мамы/папы. А также уточнять то, сколько в блюде содержится определенных продуктов. Это очень важно. По той причине, что от этого напрямую зависит калорийность того или иного блюда.
Разберем сказанное на примере. Предположим, подростку нужно выяснить, сколько калорий находится в рагу, сделанном из говядины. Для этого тинейджеру необходимо выяснить калорийность конкретно говядины. А затем узнать аналогичный показатель лука, морковки, бульона и других ингредиентов. После чего каждый из показателей нужно перемножить.
Не стоит забывать и о дополнительных видах ингредиентов. Например, о сливочном масле. А также маргарине. Эти ингредиенты тоже очень важны во время расчетов. Поскольку от них напрямую зависит итоговое количество калорий.
Подготовила врач-детский эндокринолог Ульянова Т.Н
Ведение пищевых протоколов:
1. запись наименования продуктов и их количества при обычном суточном рационе с выделением основных приемов пищи и перекусов;
2. учет только дневного или недельного потребления высококалорийных продуктов или продуктов с высоким содержанием жира.
Примеры пищевых дневников
• 09.05 – 16 гр. чипсов;
• 10.06 - 2 бутерброда;
• 10.06 - 2 стакана минералки с лимоном;
• 11.45 - 14 гр. чипсов;
• 12.30 - 300 мл грейпфрут. сока;
• 14.30 - плов с маринованным огурцом;
• 16.00 - 5 конфет;
• 16.20 - пол-кружки чая без сахара;
• 21.11 - 12 гр.чипсов
Примеры пищевых дневников
К.А., 7 лет 5 мес., ИМТ 28,61 кг/м2 ОТ 86см
Android 54,7% Gynoid 50,7%Total body 45,5%
Завтрак 1:
- банан;
- печенье крекер 50 гр.
Завтрак 2:
- картофельное пюре – 40 гр; тушеные креветки, осьминоги – 20 гр;
- напиток – 200 гр;
- трубочка со сгущенкой – 100 гр
Обед:
- суп-пюре из овощей – 100 гр; печенье– крекер – 50 гр;
- сок березовый – 200гр;
- банан
Ужин:
- макароны – 50 гр.;
- свинина запеченная – 40 гр;
- свежий огурец, перец сладкий – 30 гр;
- кефир – 60 гр;
- мармелад – 3 шт.
Oграничение потребления калорий
- ежедневный подсчет калорий для детей не является оптимальным;
- успешной считается стратегия ограничения или уменьшения в рационе высококалорийных продуктов питания без ограничения объема пищи
Физиологическая диета, сбалансированная по содержанию основных пищевых компонентов соответственно возрасту ребенка.
- Соотношение белков, жиров, углеводов 1:1:4.
- Курс 8-10 дней.
- Уже отмечается снижение избыточной массы тела!
Лечебные диеты
2. Перевод на лечебный рацион с ограничением калорийности за счет исключения легкоусвояемых углеводов и тугоплавких жиров.
- Общая калорийность лечебного рациона должна быть уменьшена на 30% по сравнению с возрастной нормой. Количество белка в лечебном рационе детей должно соответствовать возрастной потребности, а для детей 14-18 лет на 10% превышать ее.
- Белки животного происхождения должны составлять 60-70% от общего суточного количества белка. Количество углеводов снижается пропорционально степени ожирения на 25-50% по сравнению с возрастной нормой.
- Oграничивают продукты, содержащие легкоусвояемые углеводы: сахар, варенье, джемы, кондитерские (печенье, пирожные, торты, пироги) и макаронные изделия, манная крупа, подслащенные напитки (в т.ч. кока-кола), концентрированные соки.
- При значительном ожирении исключаются все крупы, хлебобулочные изделия, картофель. Жиры в рационе ребенка должны обеспечить не более 30% калорийности (10% насыщенные,10% мононенасыщенные, 10% полиненасыщенные, мах 70 г/сутки).
- Необходимо снизить содержание насыщенных жирных кислот и холестерина за счет полного исключения из рациона гидрогенизированных жиров (говяжьего, свиного, бараньего, маргарина).
- В меню включают растительное масло (подсолнечное, кукурузное), содержащее полиненасыщенные жирные кислоты.
- Высшие полиненасыщенные жирные кислоты (эйкозапентаеновые, докозагексаеновые кислоты) содержатся в жире морских рыб (скумбрий, трески, лосося, сардин, палтуса).
Детям с 3-4 степенями ожирения в условиях стационара назначают разгрузочные дни.
- Наиболее приемлемы “белковые дни” (ребенок получает тощее мясо в отварном виде куском или котлетой и гарнир из свежих овощей).
- В “кефирный день” ребенок выпивает 1-1,5 литра кефира (по 200-250 г 6 раз в день) без сахара и хлеба.
Информацию подготовила врач детский эндокринолог Ульянова Т.Н.
Хотя общепринятая мудрость советует избегать бактерий, некоторые из них, в том числе пробиотики, могут способствовать улучшению здоровья.
Пробиотики — это микроорганизмы, естественным образом присутствующие в пищеварительном тракте, они способствуют пищеварению и уменьшают воспаление.
Человек может принимать специальные добавки, но существует также множество продуктов питания с пробиотиками. Подробнее о пробиотических продуктах вы узнаете из этой статьи.
Пробиотические продукты питания
Существует несколько различных классов и типов пробиотиков, но наиболее распространенными являются следующие:
- Bifidobacterium
- Lactobacillus
- Saccharomyces boulardii, представляющий собой разновидность дрожжей.
Производители продуктов питания могут также называть пробиотики «живыми культурами» или «активными культурами». Многие ферментированные продукты содержат пробиотики, то есть живые бактерии.
Часто в процессе производства продуктов питания живые бактерии уничтожаются. Если продукт продается на полке и не охлаждается, он может не содержать живых и активных пробиотиков.
Примерами молочных продуктов, содержащих пробиотики, являются:
- выдержанные сыры, такие как чеддер, гауда или моцарелла;
- кефир, молочный напиток с пробиотиками;
- традиционная пахта (не должна подвергаться культивированию);
- йогурт;
Не все продукты должны быть молочными, чтобы содержать в себе пробиотики. Примерами других пробиотических продуктов являются:
- немолочные йогурты;
- свежие кислые огурцы с укропом;
- кимчи;
- комбуча, ферментированный чай;
- мисо;
- натто — продукт, приготовленный из ферментированных соевых бобов;
- квашеная капуста;
- темпех, популярный заменитель мяса;
- оливки в воде или рассоле;
Как включить в свой рацион больше пробиотических продуктов
Существует широкий ассортимент пробиотических продуктов, поэтому люди могут включать в свой рацион любое количество, в зависимости от своих вкусов.
В качестве примера можно привести следующие способы добавления пробиотических продуктов в здоровое питание:
- Завтрак из йогурта с ягодами, семенами льна и орехами;
- Приготовление жаркого с использованием темпе в качестве замены мяса; Однако лучше всего добавлять темпе в конце приготовления, так как чрезмерный нагрев может разрушить активные культуры.
- Добавление мисо в супы. Например, суп из черной фасоли с мисо и имбирем;
- Пить богатые пробиотиками напитки, такие как кефир или комбуча, в качестве утреннего перекуса;
- Подавать квашеную капусту в качестве гарнира к основным блюдам;
- Принимать готовые комплексы с содержанием полезных бактерий, например, Нормофлорины. Это биокомплексы, содержащие живые лакто— и бифидобактерии, а также пребиотики для роста собственной полезной микрофлоры;
Необходимо помнить, что некоторые продукты, особенно йогурт, могут содержать дополнительные сахара.
Ищите продукты с минимальным содержанием искусственных подсластителей, сахара и других искусственных ароматизаторов.
Ошибочные представления о пробиотических продуктах
Существует несколько ошибочных представлений о пробиотических продуктах.
Если некоторые виды продуктов могут содержать пробиотики, это не значит, что нет исключений. Например, не все йогурты содержат живые и активные культуры. Те, которые их содержат, обычно четко маркированы.
Также не все ферментированные продукты содержат живые культуры. Примерами ферментированных продуктов, не содержащих пробиотиков, являются:
- пиво
- шоколад
- хлеб на закваске
- соевый соус
- вино
Эти и другие подобные продукты подвергаются дополнительной обработке, которая инактивирует живые культуры. Примерами таких процессов являются запекание, фильтрация или пастеризация.
Побочные эффекты
У некоторых людей при употреблении пробиотических продуктов возникают побочные эффекты, такие как газообразование или тошнота.
Минимизировать возможные побочные эффекты можно, добавляя в рацион один-два новых продукта еженедельно.
Тем, у кого ослаблен иммунитет, беременным или придерживающимся специальной диеты в связи с имеющимися заболеваниями, следует проконсультироваться с врачом, прежде чем употреблять больше пробиотических продуктов.
Диетолог также может порекомендовать безопасные способы включения пробиотиков в рацион.
Резюме
Ученые постоянно проводят новые исследования пользы пробиотиков, проверяя их влияние на простуду и способность уменьшать симптомы воспалительных заболеваний кишечника.
Хотя ученые не знают, какие именно дозировки или виды продуктов питания дают наилучшие результаты, включение в рацион пробиотических продуктов может помочь улучшить пищеварение.
Всегда внимательно читайте этикетки на продуктах питания, чтобы убедиться в том, что они содержат живые и активные культуры, или попробуйте принимать добавки.
Подготовила врач-педиатр Корнилова И.Ю.
Цель: Повысить знание родителей по теме «Семейные музыкальные игры»
Задачи:
- представить участникам мастер-класса игровые методы домашнего музицирования;
- вовлечь родителей в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к элементарному музицированию с детьми дома.
Добрый день уважаемые родители.
Сегодня я хочу вам предложить свой мастер- класс по музыкальному развитию дошкольников.
Игра — основной способ обучения и воспитания дошкольников. Это не преувеличение. Игра — планета, на которой обитает ребёнок. Особенно ребёнок дошкольного возраста. Это воздух, которым он дышит. Его способ познания мира. Именно игра — главный способ обучения и воспитания дошкольника. Чему угодно: спорту, живописи, музыке, практически любые задачи, возникающие в процессе музыкального воспитания дошкольников, в том числе в семье, можно и нужно решать с помощью игры. Привить любовь к хорошей музыке, как серьёзной, так и лёгкой, развить музыкальный вкус. Что важно, так как музыка может оказывать на ребёнка как положительное, так и отрицательное воздействие. Научить игре на том или ином музыкальном инструменте. Развить творческие способности. Научить двигаться под музыку. Развить эмоциональную культуру, эмоциональную восприимчивость. Есть, конечно, и другие, но эти задачи главные. Которые, по нашему убеждению, могут решать не только учителя, но и папы и мамы. В том числе те, которые не играют ни на каком музыкальном инструменте и даже не знают нот. Впрочем, и тому и другому не поздно научиться в любом возрасте.
И сегодня я хочу вам предложить несколько игр, в которые вы можете играть дома всей семьей.
«Какой инструмент звучал?»
Перед ребёнком два инструмента. Предположим, бубен и барабан. Попросите малыша отвернуться и постучите по одному из инструментов. Если малыш угадает, по какому инструменту вы стучали, то получает ваше одобрение и аплодисменты. количество детских музыкальных инструментов, как мелодичных, так и ударных можно увеличить. Игра развивает тонкость слуха, учит узнавать различные тембры. Время от времени меняйтесь ролями: ребёнок спрашивает — вы отвечаете.
В следующую игру вы можете играть на любом домашнем празднике: день рождение, новый год ,8 марта и т.д.
«Танцуй так же, как я»
Под танцевальную музыку вы делаете самые простые движения и просите ребенка, точно их повторить. Маленькие дети вообще любят подражать. Игровой момент усиливается, если вы заранее объявляете, кто танцует. Например, зайчик, волк, лисичка. Ребёнок становится старше, и круг танцующих персонажей всё более расширяется. Это может быть и Баба-Яга, Золушка, или другой сказочный персонаж или зверь Особенно азартный характер приобретает игра, если в ней участвует двое или более детей. Тогда вы или дети оценивайте, кто станцевал лучше, и кто становится «заказчиком». Игра помогает развитию координации движений под музыку, развивает фантазию, воображение.
На следующую игру я приглашаю одного из родителей. В зале заранее я спрятала игрушку (Даем ребенку краткую характеристику-мягкая, зеленая, про него есть песня, которую я сейчас буду вам петь)
Громко – тихо запоём.
Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт взрослый: звучание песни усиливается по мере приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями.
Еще одна игра с предметами направлена на развитие музыкального слуха.
«Музыкальные сосуды»
Для игры нужны какие-либо одинаковые стеклянные сосуды: бутылки или стаканы и еще металлическая ложка. Пусть в начале их (сосудов) будет 2, чем старше ребенок, тем больше сосудов. Рассмотрим на примере стаканов. Наберите в один стакан немного воды, и постучите по краю ложкой, держа ее (ложку) за самый край. Попросите Вашего ребенка, сделать такой же звук.
А эта игра для старших детей (с 5-6 лет).
«Юный композитор».
С теми же предметами можно сочинять простые мелодии. Предложите ребенку набрать в бутылки различное количество воды и выстроить их по звуку. То есть, бутылки: которые звучат низким звуком – слева, которые звучат высоким – справа. Поверьте, ребенку будет очень интересно этим заняться. Потом можно попробовать соединять звуки и выстраивать какую-либо простую мелодию. Сначала сочините что-то Вы, а затем предложите ребенку. Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем быстрее можно будет ее усложнять. Добавлять больше бутылок, или комбинировать звуки бутылок, например, с колокольчиками.
В этой игре нужна веселая компания и музыкальные инструменты или любые звучащие предметы.
«Стоп!»
Назначаем главного ,сначала пусть это будет кто-то из взрослых, затем отдать главную роль ребенку. Он будет дирижером. Все играют, а он – командует. Громче! Тише! Медленнее! Быстрее! И самая любимая детьми команда – Стоп! Дирижеры меняются.
Чем полезна эта игра? Возможностью для ребенка хоть немного побыть главным и поуправлять общим процессом. Отыграть свое желание командовать, диктовать. Получить законную сферу и время, где и когда это можно делать (и все реально слушаются). Если играть регулярно, желание командовать всегда и всюду у ребенка снижается – проверено и замечено.
Все дети любят сказки, а если это еще и муз. Сказки это вдвойне интересней, я предлагаю вам сейчас побыть детьми вам нужно внимательно слушать сказку,а как вы будете играть, это будет исключительно ваш выбор.
Итак, сказка: «Теремок»
Теремок-бубен
Мышка-колокольчик
Лягушка-ложки
Зайчик-треугольник
Лисичка-трещотка
Волк-ксилофон
Медведь-барабан
Стоит в поле теремок-теремок. (бубен)Он не низок не высок. Бежит мимо Мышка-норушка (колокольчик) Видит — теремок стоит, остановилась мышка и стучит : Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить (колокольчик)
Прискакала к терему лягушка-квакушка. (ложки) Увидела теремок и постучала Терем-теремок! Кто в тереме живет? Я, мышка-норушка! А ты кто? А я лягушка-квакушка. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. (треугольник). Видит — теремок стоит, остановился зайка и стучит. Терем-теремок! Кто в тереме живет? Я, мышка-норушка! (колокольчик) Я, лягушка-квакушка! (ложки) А ты кто? А я зайчик-побегайчик. (треугольник) Иди к нам жить!Стали они втроем жить.
Идет мимо лисичка-сестричка. (трещотка) Постучала в теремок и спрашивает: Терем-теремок! Кто в тереме живет? Я, мышка-норушка. Я, лягушка-квакушка. Я, зайчик-побегайчик. А ты кто? А я лисичка-сестричка. Иди к нам жить! Стали они вчетвером жить.
Тут пришел волчок-серый бочок. (ксилофон) Постучал в дверь и спрашивает: Терем-теремок! Кто в тереме живет? (играют по очереди) Я, мышка-норушка. Я, лягушка-квакушка. Я, зайчик-побегайчик. Я, лисичка-сестричка. А ты кто? А я волчок-серый бочок. Иди к нам жить! Волк влез в теремок и стали они впятером жить. Вдруг идет медведь косолапый. (барабан) Увидел медведь теремок, услыхал песни, постучат в теремок и заревел во всю мочь: Терем-теремок! Кто в тереме живет? (играют по очереди): Я, мышка-норушка. Я, лягушка-квакушка. Я зайчик-побегайчик. Я, лисичка-сестричка. Я, волчок-серый бочок. А ты кто? А я медведь — могу громко реветь. Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит: А я лучше у вас на крыше буду жить. Да ты нас раздавишь! Нет, не раздавлю. Ну так полезай! Полез медведь на крышу.
Затрещал теремок и весь развалился Мишка сказал: «Звери, простите меня, пожалуйста. Давайте новый теремок строить».
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить
Вот какой теремок получился. Лучше прежнего выстроили! Стали они все вместе в теремочке жить-поживать, песни петь да танцевать.
Вот так можно озвучивать сказки.
Рефлексия:
У вас на столах находятся лепестки трех цветов, вот по ним мы и определим, что было для вас интересным в мастер-классе.
Красный лепесток – высокий уровень –ИНТЕРЕСНО, ВОЗЬМУ С СОБОЙ!
Желтый лепесток - средний уровень – КОЕ-ЧТО ВОЗЬМУ С СОБОЙ!
Зеленый лепесток – низкий уровень – НИЧЕГО НОВОГО, ИНТЕРЕСНОГО!
Прикрепите свои лепестки на доску к нашей серединке цветка и мы узнаем на сколько интересным был для вас мастер – класс.
Желаю вам и вашим детям творческих успехов.
Большое спасибо за участие.
Подготовила медицинский психолог Синилкина