Неврология
0–2 месяца. Крик. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал.
2–3 месяца. Гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями.
3–6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него.
6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат. 7–9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».
9–11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет».
11–13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя».
12 месяцев. Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»). Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками. Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка.
18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге.
2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам.
3 года. Многословные предложения (из трех и более слов).
В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.
Подготовила врач-невролог Кошко А.В.
Согласно новейшим рекомендациям ВОЗ, осмотр невролога проводится в возрасте 1 и 12-ти месяцев для здоровых, доношенных детей. В зависимости от наличия тех или иных предрасполагающих факторов к возникновению неврологических заболеваний, невролог может разработать индивидуальный график осмотров и дополнительных неврологических обследований.
В 1 месяц невролог оценивает состояние зрения, слуха, эмоций и общие движения. К 1 месяцу ребенок должен фиксировать взгляд на ярких предметах, прослеживать за плавно движущимися предметами. Ребенок реагирует на голоса взрослых, звук игрушек и отвечает улыбкой на звуковые стимулы. Лежа на животе пытается удерживать голову. Также оцениваются спонтанная двигательная активность в положении лежа на спине, мышечный тонус и рефлексы новорожденного.
Из основных рефлексов оцениваются: поисковый, сосательный, шейно-тонический, хватательный (верхний и нижний), шагающий, Моро, Бабинского, рефлекс опоры. В норме в 1 месяц все рефлексы новорожденного вызываются в той или иной степени.
В 12 месяцев помимо зрения, слуха, эмоций и общих движений оцениваются движения рук, активная речь, понимание речи и навыки. К 12 месяцам ребенок может узнать знакомого взрослого по фотографии, различает строгий и ласковый тон, по-разному реагирует на свое и чужое имя. Эмоциональные реакции более зрелые, отвечает улыбкой в ответ на улыбку и может заплакать «за компанию» с другим плачущим ребенком. В большинстве случаев мы ожидаем, что к 12 месяцам ребенок начинает самостоятельную ходьбу, при этом не всегда ребенок проходит все этапы развития общих движений (к примеру, если ребенок не сел самостоятельно, но пополз на четвереньках и встал у опоры - это не является патологией).
Игрушками ребенок увлекается на долго, взаимодействия с ними разнообразные. Ставит кубик на кубик, собирает пирамидку, выполняет заученные игровые действия. Происходит начало сложной игры: водит куклу, кормит куклу. В речи присутствует от 5-6 облегченных слов, повторяет слоги за взрослыми. Может выполнять простые просьбы (дает знакомый предмет), знает названия нескольких предметов без показа, знает слово «нельзя».
К году ребенок может самостоятельно есть руками, держит ложку и подносит ее ко рту, а также эффективно пьет из чашки. Все рефлексы новорожденных к этому возрасту полностью угасают.
Любые установленные сроки появления навыков ребенка являются усредненными. В зависимости от различных обстоятельств они могут сдвигаться в ту или иную сторону. Если ребенок родился недоношенным, то навыки оцениваются с поправкой на срок недоношенности. Условно, если ребенок родился на сроке 35 недель, то первые 4 недели жизни мы считаем за продолжение внутриутробного развития. И к месяцу у такого ребенка могут не появиться все перечисленные умения, что будет являться абсолютной нормой. Даже здоровый доношенный ребенок может опережать или отставать от усредненных сроков в рамках месяца, что не является патологией, но требует более тщательного наблюдения.
Подготовила врач- невролог Рыкова Д.И.
Способность детей с СДВГ концентрироваться на задачах ухудшается, если они проводят за гаджетами больше 2 часов в день. У ребенка повышается раздражительность и усиливается склонность к истерикам. Это связано не только с просмотром телевизора, но и с бесконтрольным использованием смартфона, ноутбука или планшета. Делимся практическими советами и рассказываем о типичных ситуациях, в которых оказываются родители. Получить больше полезной информации можно на платформе «Обнажённые сердца онлайн»
#https://t.me/nakedheartfoundation
К врачу-неврологу нужно обращаться каждому родителю имеющего новорождённого ребёнка даже, если акушер-гинеколог сказал, что всё хорошо даже если неонатолог оценила ребёнка как прекрасного. Всё-таки стоит показать квалифицированному неврологу.
Родители часто задаются вопросом, а с чем идти к детскому неврологу?
Детский невролог занимается очень разными проблемами – такими как перинатальное нарушение, задержка двигательного и речевого развития, тики, пароксизмальные состояния различного характера. Это головные боли, боли в руках, ногах, позвоночнике. Это в том числе и сколиозы, потому что часть сколиозов и нарушение осанки у детей может быть следствием неврологических проблем. Тогда эти проблемы решаются в содружестве с ортопедом.
Также к врачу-неврологу обращаются с нарушением зрения.
Но таким, когда у ребенка предположим 3, 5, 7 лет появилось снижение зрения и оно потихонечку нарастает. Стоит и такого ребёнка показать детскому неврологу.
Вообще очень многие проблемы детства связаны с детской неврологией.
Поэтому с очень многими проблемами обращаются к детскому неврологу.
Приём у детского невролога происходит достаточно традиционно.
Он обычно проходит в два этапа.
Первая встреча с детским неврологом - это тщательный сбор анамнеза, включая перинатальный анамнез - это жалобы, это развитие ребенка, это история беременности и родов, это осмотр ребенка.
Дальше врач анализирует имеющиеся полученные данные и предполагает несколько вариантов нарушений, т.е. из которых ему придётся выбрать.
В большей части случаев необходимы дополнительные исследования. У младенцев это нейросонограмма, при необходимости это электроэнцефалограмма, дополнительные лабораторные анализы. И есть спектр нарушений, которые требуют участия мультидисциплинарной команды.
При повторном осмотре врач анализирует всё что получено при исследованиях и уже назначает курс лечения и определяется с диагнозом. И после этого назначают терапию.
Подготовила врач-невролог Трифонова Р.С.
Рахит - заболевание детей раннего возраста, заболевание всего организма со значительными нарушениями функций ряда органов и систем. Это заболевание вызвано полиавитаминозом, преимущественно витамина Д. Обусловлено недостаточным поступлением и \или образованием в организме витамина Д, нарушением прежде всего фосфорно-кальциевого обмена.
Первые клинические симптомы рахита обнаруживают у детей 2-3 мес. У недоношенных болезнь манифестирует раньше, с конца 1 –го месяца.
Факторы, предрасполагающие к рахиту:
1.Со стороны матери:
- возраст матери менее 17 лет и более 35 лет;
- токсикозы беременности;
- болезни в период беременности;
- дефекты питания во время беременности и лактации;
- несоблюдение режима дня, гиподинамия;
- недостаточная инсоляция;
- отсутствие антенатальной специфической профилактики рахита;
- неблагоприятные социально-бытовые условия.
2.Со стороны ребенка:
- время рождения ребенка. Чаще болеют дети, рожденные с июля по декабрь;
- недоношенность, морфо-функциональная незрелость;
- «бурная» прибавка массы в первые 3 месяца жизни;
- раннее искусственное и смешанное вскармливание неадаптированными молочными смесями;
- недостаточное пребывание на свежем воздухе;
- заболевания кожи, печени, почек;
- синдром мальабсорбции, гипотрофия, муковисцидоз, аутоиммунные заболевания, ХПН и др.
- несвоевременное назначение специфической профилактики рахита
- витамином Д (недоношенным с 2-х недель, доношенным с 1 мес. По 1000 МЕ ежедневно).
В женском и коровьем молоке вит.Д содержится в очень небольших концентрациях, которые не покрывают потребности растущего организма. Вот почему дети раннего возраста нуждаются в дополнительном поступлении витамина Д .
Источники витамина Д:
- продукты животного происхождения: желтки яиц, сливочное масло, молоко, рыба (треска, тунец, палтус, лосось), печень, рыбий жир. В этих продуктах он представлен в виде витамина Д3;
- продукты растительного происхождения: растительные масла, ростки пшеницы. В этих продуктах он представлен в виде витамина Д2.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
Оптимальным является грудное вскармливание, поскольку в женском молоке кальций и фосфор содержатся в оптимальном для всасывания соотношении.
Начальные симптомы рахита - это функциональные нарушения нервной системы: беспокойство, плаксивость, нарушение сна, вздрагивания во сне, выраженная потливость, особенно скальпа в области затылка. Клейкий пот раздражает кожу, появляется зуд, ребенок трется головой о подушку и, как следствие, появляется облысение затылка-характерный признак начинающегося рахита.
Важным симптомом рахита со стороны нервной системы является гиперестезия. Часто при попытке взятия на руки ребенок плачет, беспокоится.
При тяжелом рахите изменения ЦНС: общая двигательная заторможенность, дети становятся малоподвижными, медлительными, затрудняется выработка условных рефлексов.
Далее появляются изменения в мышечной системе в виде гипотонии мышц туловища и тазового пояса в первую очередь и, как следствие, -отставание в моторном развитии.
Изменение костей черепа в виде остеомаляции-краниотабес-участков размягчения костей черепа, чаще теменных костей, реже затылочной кости, размягчение краев большого родничка и швов.
Проявления остеоидной гиперплазии костей черепа: увеличение лобных, теменных, затылочных бугров, деформации черепа (уплощение костей в затылочной области, «квадратная» голова и др.)
Нарушение соотношения между верхней и нижней челюстями.
Позднее закрытие большого родничка, нарушение прорезывания зубов (несвоевременное, неправильное), дефекты эмали зубов, склонность к кариесу.
Деформации позвоночника.
Вот почему так важно своевременно назначить ребенку специфическую и неспецифическую профилактику рахита!
Врач-невролог, КМН Р.С.Трифонова
ГБН - наиболее часто встречающиеся головные боли у детей школьного возраста. Чтобы снизить интенсивность болей и максимально оградить от рецидивов, соблюдайте простые правила, которых очень легко придерживаться:
- У ребенка должен быть четкий режим дня.
- Питание своевременное, полноценное. В рационе у ребенка должны быть обязательно мясо, рыба, сливочное масло, молочные продукты, фрукты.
- Регулярные прогулки на свежем воздухе, гимнастика.
- Ограждение ребенка от стрессов и переутомлений.
- Проветривание детской комнаты, соблюдение гигиенических норм: температура воздуха должна быть не выше 18-20 градусов, влажность не менее 60 %.
- Обстановка в семье должна быть максимально комфортной для детей. Очень часто головные боли у детей возникают в моменты родительских ссор. Головная боль у ребенка возникает как результат стресса (а ссора родителей – это всегда колоссальный стресс для ребенка).
- Общение и участие в жизни маленького члена семьи.
- Активный образ жизни, занятия спортом, плаванием, любимым занятием, хобби.
- Ограничение в компьютерных играх и многочасовых посиделок у телевизора.
Если чадо страдает от частых головных болей, он должен регулярно наблюдаться у невролога. Особенно это касается детей в возрасте 7 лет. Начальная школа полностью меняет распорядок дня, психическое и эмоциональное состояние школьника. Чрезмерные умственные нагрузки должны быть скорректированы лечащим врачом и распределены рациональным образом.
Подготовила
Врач-невролог, к.м.н. Р.С.Трифонова
Задержка развития у детей – это более медленное освоение навыков по сравнению с возрастными нормами. Она может затрагивать речь, моторику, социальное взаимодействие или познавательные функции. Раннее выявление таких задержек крайне важно, так как своевременная коррекция значительно улучшает прогноз.
Основные сферы развития и тревожные признаки
1. Двигательные навыки (моторика)
Развитие моторики делится на крупную (ползание, ходьба, бег) и мелкую (захват предметов, рисование).
Тревожные сигналы:
- К 3 месяцам не держит голову.
- К 6–7 месяцам не переворачивается, не тянется к игрушкам.
- К 12 месяцам не сидит самостоятельно, не пытается вставать.
- К 18 месяцам не ходит.
- К 2 годам не умеет подниматься по ступенькам, плохо координирует движения.
2. Речевое развитие
Задержка речевого развития (ЗРР) – одна из самых частых причин обращения к неврологу.
Тревожные сигналы:
- К 6 месяцам нет гуления (звуков "агу", "гули").
- К 12 месяцам нет простых слов ("мама", "дай").
- К 18 месяцам ребенок не понимает обращенную речь, не реагирует на имя.
- К 2 годам словарный запас менее 10 слов, нет попыток строить фразы.
- К 3 годам речь неразборчива, ребенок не может составить простое предложение.
3. Социальное и эмоциональное развитие
Эта сфера включает взаимодействие с окружающими, эмоциональные реакции, зрительный контакт.
Тревожные сигналы:
- К 6 месяцам нет улыбки, реакции на голос родителей.
- К 9–12 месяцам нет указательного жеста, интереса к другим детям.
- К 1,5–2 годам нет имитации действий (например, "кормит" куклу).
- Избегает зрительного контакта, не откликается на имя, предпочитает играть в одиночестве.
4. Когнитивное развитие (мышление, память, внимание)
Проблемы в этой сфере могут проявляться в трудностях с обучением, запоминанием, решением простых задач.
Тревожные сигналы:
- К 1 году не ищет спрятанный предмет.
- К 2 годам не может выполнить простые инструкции ("принеси мяч").
- К 3 годам не различает цвета, не играет в ролевые игры.
- Не может сосредоточиться даже на короткое время.
Что делать, если вы заметили задержку?
- Не паникуйте – все дети развиваются в своем темпе, но важно наблюдать.
- Сравните с нормами – сверьтесь с таблицами развития (например, ВОЗ).
- Проконсультируйтесь с педиатром – он направит к неврологу, логопеду или психологу.
- Пройдите диагностику
- Начните коррекцию – занятия с логопедом, дефектологом, физическая терапия.
Заключение
Задержка развития – не приговор. Чем раньше выявить проблему, тем эффективнее будет помощь. Главное – не игнорировать тревожные признаки и вовремя обратиться к специалистам.
Если у вас есть сомнения, лучше перестраховаться и пройти обследование.
Здоровье и развитие ребенка – в ваших руках!
Подготовила врач-невролог Кошко А.В.
Детям свойственно активное познание мира, во время которого они могут случайно травмироваться, поэтому родители обязаны быть готовыми к любой ситуации. Будучи сущими непоседами, карапузы держат старших в постоянном напряжении, когда затевают очередное мероприятие. Что бы ни произошло, следует всегда сохранять хладнокровие, именно оно поможет собраться в нужный момент и при необходимости оказать первую помощь. Постараемся выяснить, какими знаниями должны обладать папа и мама на случай, если малыш потеряет сознание.
Синкопе (обморок) — состояние, при котором кратковременно (на 1-3 минуты) отключается сознательное мышление, человек не реагирует на происходящее вокруг, находится без движения и не может ответить на поставленные вопросы. При этом нет каких-либо выраженных расстройств в дыхательной системе или видимых нарушений в кровообращении. Важно понимать, что просто так ребёнок не теряет сознание, этому обязательно что-то предшествует. До приезда врача вспомните все детали поведения малыша, его жалобы, просьбы, эмоциональный настрой, что он делал и где был перед этим.
Обморок провоцируют следующие факторы:
- сильный страх, тревога;
- стрессовая ситуация, депрессия;
- голод (реакция на нехватку глюкозы, понижение уровня сахара в крови как симптом диабета и повод немедленно обратиться к педиатру);
- острая боль (прививки или уколы);
- проблемы сердечно-сосудистой системы (аритмия);
- истерика или крик;
- кислородное голодание (в горах можно лишиться чувств из-за нехватки кислорода в разреженном воздухе);
- избыток кислорода в результате учащённого дыхания;
- приступ кашля;
- интоксикация;
- переохлаждение или перегрев;
- инфекционные заболевания и многое другое.
80% детей лишаются чувств по причине падения давления и резкого снижения частоты сердечных сокращений (сосудистые или рефлекторные синкопе), 5% приходится на аритмический обморок, который опасен для жизни. В Европе в больших больницах размещены синкопальные отделения со специальным оборудованием, где изучают и выявляют причины обморочных состояний.
Что делать, если ребенок теряет сознание
Ребенок жалуется на головокружение и тошноту, его кожа стала влажной и холодной — для родителей это тревожный звонок, указывающий на то, что их чадо может лишиться чувств. Поэтому срочно нужно предпринять меры, чтобы он не стоял, а присел или лёг, иначе падение причинит травмы, лечение же происходит исключительно в горизонтальном положении. Обморок — защитная реакция организма на нехватку кислорода в мозгу, а в лежачем положении продвижение крови улучшается.
Поэтапная первая помощь
В срочном порядке позвоните 03 или 103, чтобы приехал профессионал и оказал квалифицированную помощь. Дожидаясь его, предпримите следующие шаги:
- Уложите малыша на спину.
- Запрокиньте ему слегка голову.
- Приподнимите ноги на 30° (подложите под них подушку или сверните вещи, которые есть под рукой).
- Сделайте доступным свежий воздух (откройте окно, используйте веер, газету, вентилятор — все, что может обеспечить приток кислорода), ослабьте одежду, если она затрудняет дыхание.
- Не пытайтесь поставить больного сразу на ноги после того, как он очнется. Дайте ему полежать 5 мин и прийти в себя до полного восстановления кровоснабжения головного мозга.
- Как правило, сознание возвращается быстрее, чем успевает прибыть медицинская помощь, поэтому не думайте, что в консультации медика нет больше необходимости. Опишите симптомы, предшествующие синкопе, и само бессознательное состояние, так как врач должен установить причину недомогания.
- Если малыш не приходит в себя более трех минут, или появился избыток слюны (рвотные позывы), или он тяжело дышит, следует уложить его на бок. Пока он не пришел в сознание, проверяйте его дыхание. Без кислорода клетки мозга живут от 4 до 8 минут, поэтому при отсутствии признаков респирации следует незамедлительно приступать к искусственной вентиляции легких.
Что не нужно делать во время кратковременного обморока
Строго запрещено паниковать, так как ваша несобранность может стоить жизни ребёнку, особенно, если он травмирован во время потери сознания. Не стоит кричать, тормошить и бить ребенка по щекам, а также подносить нашатырный спирт к носу, чтобы не повредить шею и затылок при запрокидывании головы.
Именно в детском возрасте возможно огромное количество специфических состояний, вызывающих обморок. На уроке физкультуры или просто во время игр в грудную клетку может попасть летящий мяч, шайба, любой другой предмет, и нарушить фибрилляцию желудочков. Следует помнить, что у малышей грудная клетка слабо защищена, поэтому необходимо быстро оказывать помощь. В США школы и колледжи оснащены дефибрилляторами, применение которых представляет собой обычную доврачебную помощь по стандартам Красного креста. Каждый старший школьник американской школы обучен приемам первой помощи и знает, что при бездействии происходит остановка сердца.
Родители обязаны обучать своих детей тому, как правильно себя вести при первых ощущениях слабости, тошноте и головокружении. Главное — немедленно лечь или присесть, чтобы избежать ушибов и переломов.
Материал подготоваила врач-ультразвуковой диагностики Кузнецова Н.И.