Направления
О направлении
Отделение медицинской психологии и лечебной педагогики создано для координации специализированной, комплексной реабилитации психолого-психотерапевтическими и коррекционно – педагогическими методами детей с особыми потребностями в развитии.
Имеет в своем составе следующих специалистов: логопеды и медицинские психологи, музыкальный терапевт, социальный педагог.
На базе отделения выделено специализированное подразделение-Центр патологии речи, обьединяющее логопедов .
Отделение возглавляет врач – психиатр, психотерапевт Осмоловская Н.Е., имеющая специализацию по медицинской психологии.
Направления деятельности
отделения медицинской психологии и лечебной педагогики
• Нейро- и патопсихологическая диагностика.
• Логопедическая диагностика.
• Психолого-педагогическая нейрореабилитация:
Монтессори-терапия, сенсомоторная интеграция, ААК, игровая терапия ,арт-терапия, музыкальная терапия, песочная терапия, эрготерапия, нейрореабилитация с использованием высокотехнологичных систем, т.ч. с. Б.О.С., виртуальной реальностью.
Специальные методики обучения для детей с ментальным дефицитом, РАС.
• Психологическое индивидуальное и семейное консультирование и семейная психотерапия.
• Логопедическая нейрореабилитация.
• Социально-психологическая реабилитация.
(конкурс изобразительно-художественной деятельности «Равные возможности»).
• Консультативный прием врача-психиатра, психотерапевта.
Отделение взаимодействует с медицинским персоналом Центра, воплощая идею комплексной полипрофессиональной бригады специалистов в индивидуальной медико – психолого – социально – педагогической программе реабилитации ребенка- пациента и его семьи.
Важной частью работы отделения является участие в формирование клинического диагноза, диагностика развития ВПФ, уровня развития речи, знаний и умений ребенка. Работа ведется со всеми детьми – пациентами и их семьями, включая детей со сложными нарушениями коммуникации, вследствие метального, двигательного дефицитов.
В системе медицинской реабилитации детей значительная роль отводится психологическому тестированию.
Основой психологического тестирования является тест – стандартизированная система, позволяющая обнаружить и измерить качественные и количественные индивидуально – психологические различия. Задачей экспериментально – психологического тестирования является обнаружение нарушений развития психических процессов – восприятия, памяти, внимания, мышления, оценка особенностей интеллекта и личности в целом. Это важно для решения диагностических и дифференциально – диагностических вопросов.
Сопровождающие психолого – психотерапевтические и педагогические реабилитационные технологии отделения:
• Монтессори-терапия - комплексная система клинико-психолого-педагогических воздействий, направленных на оптимизацию психических процессов ребенка, на гармонизацию развития его личности и его социальной среды.
С помощью специальных методов, разработанных итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори, активно развиваются предметно-практические манипуляции, формируются навыки самообслуживания, развиваются сенсомоторные функции, стимулируется познавательная активность, самоконтроль, оптимизируются мнемотические и интеллектуальные функции, создаются условия для проявления новых адаптивных форм поведения.
• Организация занятий(активных игр) в кабинете сенсорной интеграции
Если у ребенка наблюдается проблема с обработкой сенсорной информации, что подтверждается его измененной реакцией на проприорецептивные, вестибулярные, тактильные раздражители, то рекомендуется программа, основанная на принципах сенсорной интеграции.
Сенсорно-интегративный подход является базой для решения эмоциональных, познавательных, поведенческих проблем и эффективен с детьми, у которых нарушена связь между сенсорными ощущениями и осмысленно организованным поведением. Базовые нарушения у всех детей этой группы – нарушение представления об образе собственного тела.Таким детям мы предложим проявить себя в игровых активностях в специально оборудованной среде.
• Организация занятий (групповых игр) с использованием интерактивной системы виртуальной реальности «NIRVANA»
Благодаря данной системе, отличающейся широкой функциональностью и гибкостью, ребенку удается освоить серию игр , как для развития верхних и нижних конечностей, для интегрирования вестибулярно-кинестетических и зрительных ощущений, так и получить радость от коллективной деятельности по заданным правилам.
• Альтернативная аугментативная коммуникация (ААК) – специализированная реабилитационная методика, использующая все способы общения, дополняющие или замещающие обычную речь людям, не способным общаться с помощью речи. Средствами альтернативной и аугментативной коммуникации являются: мимика, жесты, предметные символы, графические символы, а также коммуникативные устройства разной степени технологичности (коммуникативный планшет," Нейрочат", Айтрекер).
Средства ААК подбираются индивидуально, после определения актуального уровня коммуникативного развития (методика «Матрица общения») и оценки физических и интеллектуальных возможностей ребенка.
Альтернативный подход является одним из основных аспектов социальной адаптации детей с речевыми и коммуникативными нарушениями, а правильный подбор коммуникативного средства способствует своевременному и необходимому развитию ребенка.
• Арт – терапия применяется для социальной и психологической адаптации детей с особыми потребностями развития и их семей к лечебно – реабилитационному процессу, развития креативности, творческого самовыражения, нормализации эмоционального состояния, общего настроения. Так же используется для развития коммуникативных навыков, улучшение саморегуляции. Ребенок приобретает практические навыки в рисовании, копировании, лепке и др.
Ежегодно нами проводиться конкурс изобразительного творчества детей и их семей «Равные возможности», который позволяет детям и их семьям преодолевать чувства социальной изоляции, дарит эмоционально положительный опыт от совместного творчества.
Высокий уровень речевых расстройств у детей, делает одной из самых востребованных семьями пациентов работу логопедов. Диагностическая и коррекционно-развивающая деятельность логопедов ГУЗ ТО «Центр детской психоневрологии» координирована Центром патологии речи, что способствует улучшению качества, внедрению новых методов и методик логотерапии и логодиагностики. Одной из инновационных форм работы является логопедический консилиум.
Важной частью реабилитационного процесса является семейная психотерапия и семейное консультирование, целью которых является повышение информированности семьи, разъяснение особенностей эмоциональных и поведенческих реакций детей, профилактика невротических и неврозоподобных расстройств, формирование более адаптивных моделей поведения, нормализация эмоционального состояния, общего настроения всех членов семьи, улучшение адаптации к условиям реабилитации, профилактика формирования патологических стилей воспитания, рентных установок, повышение реабилитационной компетентности семьи.Высоко-технологичные системы реабилитации
Реабилитационный комплекс «Интерактивная песочница-стол»
Всё мы когда-то играли во дворе в песочницу! Воспоминания об этом до сих пор живут в наших сердцах! А сегодня, на основе инновационных цифровых технологий реализован полифункциональный комплекс «интерактивная песочница-стол»! Комплекс предназначен для решения широкого круга задач детской реабилитации посредством как непосредственно тактильного взаимодействия с песком, так и виртуальных визуальных эффектов.
Используя его в качестве игрового поля, управляя игровым процессом при помощи движения рук, ребенок становится активным пользователем высокотехнологической компьютерной системы, получает новые знания и умения, сенсорную нагрузку и незабываемые положительные эмоциональные впечатления.
Комплекс возможно использовать в нейрокогнитивной и физической реабилитации при различной патологии ЦНС и органов чувств, с двигательными и ментальными нарушениями. Удовлетворяя естественную потребность ребенка в игре, комплекс способствует развитию творческого потенциала и фантазии, улучшает настроение, профилактирует явления «госпитализма» при хронических заболеваниях.
Множество различных программ и режимов работы комплекса позволяют использовать его возможности особенно эффективно для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, ДЦП, нарушениями формирования речи и языка и др.
Технология «айтрекинг" или технология слежения за линией или точкой взгляда, лежит в основе системы управления взглядом "Айтрекер". И эта технология - самый быстрый, простой и эргономичный способ управления ПК для тех, кто не может пользоваться руками.
К стационарному компьютеру, ноутбуку или планшету крепится специальное устройство, отслеживающее движения глаз и пользователь может без посторонней помощи совершать любые действия на компьютере : читать новости в интернете, просматривать видео, слушать музыку, работать с текстом и общаться в социальных сетях, а для детей особенно актуально использовать ПК для обучения и общения внутри семьи.
Комплекс виртуальной арт-реабилитации «Vi-ART», мотивируя и увлекая детей, способствует развитию фантазии,координации движений , формирует и восстанавливает двигательные навыки,улучшает настроение.
С целью улучшения активного, селективного и пространственного внимания, оперативной и долгосрочной памяти, а также формирования зрительно-моторной координации, психологами используется современного реабилитационный комплекс «Когни Плюс».
Использование современных программно-аппаратных комплексов в программе медицинской реабилитации, позволяет существенно улучшить ее эффективность, подобрать наиболее подходящие методы и технологии в рамках индивидуальной программы реабилитации, повысить мотивацию детей-пациентов и улучшить эмоциональный фон и настроение всех участников реабилитационного процесса, соответственно концепции «медицины дружественной детям»