Неврология
0–2 месяца. Крик. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал.
2–3 месяца. Гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями.
3–6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него.
6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат. 7–9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».
9–11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет».
11–13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя».
12 месяцев. Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»). Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками. Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка.
18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге.
2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам.
3 года. Многословные предложения (из трех и более слов).
В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.
Подготовила врач-невролог Кошко А.В.
Согласно новейшим рекомендациям ВОЗ, осмотр невролога проводится в возрасте 1 и 12-ти месяцев для здоровых, доношенных детей. В зависимости от наличия тех или иных предрасполагающих факторов к возникновению неврологических заболеваний, невролог может разработать индивидуальный график осмотров и дополнительных неврологических обследований.
В 1 месяц невролог оценивает состояние зрения, слуха, эмоций и общие движения. К 1 месяцу ребенок должен фиксировать взгляд на ярких предметах, прослеживать за плавно движущимися предметами. Ребенок реагирует на голоса взрослых, звук игрушек и отвечает улыбкой на звуковые стимулы. Лежа на животе пытается удерживать голову. Также оцениваются спонтанная двигательная активность в положении лежа на спине, мышечный тонус и рефлексы новорожденного.
Из основных рефлексов оцениваются: поисковый, сосательный, шейно-тонический, хватательный (верхний и нижний), шагающий, Моро, Бабинского, рефлекс опоры. В норме в 1 месяц все рефлексы новорожденного вызываются в той или иной степени.
В 12 месяцев помимо зрения, слуха, эмоций и общих движений оцениваются движения рук, активная речь, понимание речи и навыки. К 12 месяцам ребенок может узнать знакомого взрослого по фотографии, различает строгий и ласковый тон, по-разному реагирует на свое и чужое имя. Эмоциональные реакции более зрелые, отвечает улыбкой в ответ на улыбку и может заплакать «за компанию» с другим плачущим ребенком. В большинстве случаев мы ожидаем, что к 12 месяцам ребенок начинает самостоятельную ходьбу, при этом не всегда ребенок проходит все этапы развития общих движений (к примеру, если ребенок не сел самостоятельно, но пополз на четвереньках и встал у опоры - это не является патологией).
Игрушками ребенок увлекается на долго, взаимодействия с ними разнообразные. Ставит кубик на кубик, собирает пирамидку, выполняет заученные игровые действия. Происходит начало сложной игры: водит куклу, кормит куклу. В речи присутствует от 5-6 облегченных слов, повторяет слоги за взрослыми. Может выполнять простые просьбы (дает знакомый предмет), знает названия нескольких предметов без показа, знает слово «нельзя».
К году ребенок может самостоятельно есть руками, держит ложку и подносит ее ко рту, а также эффективно пьет из чашки. Все рефлексы новорожденных к этому возрасту полностью угасают.
Любые установленные сроки появления навыков ребенка являются усредненными. В зависимости от различных обстоятельств они могут сдвигаться в ту или иную сторону. Если ребенок родился недоношенным, то навыки оцениваются с поправкой на срок недоношенности. Условно, если ребенок родился на сроке 35 недель, то первые 4 недели жизни мы считаем за продолжение внутриутробного развития. И к месяцу у такого ребенка могут не появиться все перечисленные умения, что будет являться абсолютной нормой. Даже здоровый доношенный ребенок может опережать или отставать от усредненных сроков в рамках месяца, что не является патологией, но требует более тщательного наблюдения.
Подготовила врач- невролог Рыкова Д.И.
Способность детей с СДВГ концентрироваться на задачах ухудшается, если они проводят за гаджетами больше 2 часов в день. У ребенка повышается раздражительность и усиливается склонность к истерикам. Это связано не только с просмотром телевизора, но и с бесконтрольным использованием смартфона, ноутбука или планшета. Делимся практическими советами и рассказываем о типичных ситуациях, в которых оказываются родители. Получить больше полезной информации можно на платформе «Обнажённые сердца онлайн»
#https://t.me/nakedheartfoundation
К врачу-неврологу нужно обращаться каждому родителю имеющего новорождённого ребёнка даже, если акушер-гинеколог сказал, что всё хорошо даже если неонатолог оценила ребёнка как прекрасного. Всё-таки стоит показать квалифицированному неврологу.
Родители часто задаются вопросом, а с чем идти к детскому неврологу?
Детский невролог занимается очень разными проблемами – такими как перинатальное нарушение, задержка двигательного и речевого развития, тики, пароксизмальные состояния различного характера. Это головные боли, боли в руках, ногах, позвоночнике. Это в том числе и сколиозы, потому что часть сколиозов и нарушение осанки у детей может быть следствием неврологических проблем. Тогда эти проблемы решаются в содружестве с ортопедом.
Также к врачу-неврологу обращаются с нарушением зрения.
Но таким, когда у ребенка предположим 3, 5, 7 лет появилось снижение зрения и оно потихонечку нарастает. Стоит и такого ребёнка показать детскому неврологу.
Вообще очень многие проблемы детства связаны с детской неврологией.
Поэтому с очень многими проблемами обращаются к детскому неврологу.
Приём у детского невролога происходит достаточно традиционно.
Он обычно проходит в два этапа.
Первая встреча с детским неврологом - это тщательный сбор анамнеза, включая перинатальный анамнез - это жалобы, это развитие ребенка, это история беременности и родов, это осмотр ребенка.
Дальше врач анализирует имеющиеся полученные данные и предполагает несколько вариантов нарушений, т.е. из которых ему придётся выбрать.
В большей части случаев необходимы дополнительные исследования. У младенцев это нейросонограмма, при необходимости это электроэнцефалограмма, дополнительные лабораторные анализы. И есть спектр нарушений, которые требуют участия мультидисциплинарной команды.
При повторном осмотре врач анализирует всё что получено при исследованиях и уже назначает курс лечения и определяется с диагнозом. И после этого назначают терапию.
Подготовила врач-невролог Трифонова Р.С.
Рахит - заболевание детей раннего возраста, заболевание всего организма со значительными нарушениями функций ряда органов и систем. Это заболевание вызвано полиавитаминозом, преимущественно витамина Д. Обусловлено недостаточным поступлением и \или образованием в организме витамина Д, нарушением прежде всего фосфорно-кальциевого обмена.
Первые клинические симптомы рахита обнаруживают у детей 2-3 мес. У недоношенных болезнь манифестирует раньше, с конца 1 –го месяца.
Факторы, предрасполагающие к рахиту:
1.Со стороны матери:
- возраст матери менее 17 лет и более 35 лет;
- токсикозы беременности;
- болезни в период беременности;
- дефекты питания во время беременности и лактации;
- несоблюдение режима дня, гиподинамия;
- недостаточная инсоляция;
- отсутствие антенатальной специфической профилактики рахита;
- неблагоприятные социально-бытовые условия.
2.Со стороны ребенка:
- время рождения ребенка. Чаще болеют дети, рожденные с июля по декабрь;
- недоношенность, морфо-функциональная незрелость;
- «бурная» прибавка массы в первые 3 месяца жизни;
- раннее искусственное и смешанное вскармливание неадаптированными молочными смесями;
- недостаточное пребывание на свежем воздухе;
- заболевания кожи, печени, почек;
- синдром мальабсорбции, гипотрофия, муковисцидоз, аутоиммунные заболевания, ХПН и др.
- несвоевременное назначение специфической профилактики рахита
- витамином Д (недоношенным с 2-х недель, доношенным с 1 мес. По 1000 МЕ ежедневно).
В женском и коровьем молоке вит.Д содержится в очень небольших концентрациях, которые не покрывают потребности растущего организма. Вот почему дети раннего возраста нуждаются в дополнительном поступлении витамина Д .
Источники витамина Д:
- продукты животного происхождения: желтки яиц, сливочное масло, молоко, рыба (треска, тунец, палтус, лосось), печень, рыбий жир. В этих продуктах он представлен в виде витамина Д3;
- продукты растительного происхождения: растительные масла, ростки пшеницы. В этих продуктах он представлен в виде витамина Д2.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
Оптимальным является грудное вскармливание, поскольку в женском молоке кальций и фосфор содержатся в оптимальном для всасывания соотношении.
Начальные симптомы рахита - это функциональные нарушения нервной системы: беспокойство, плаксивость, нарушение сна, вздрагивания во сне, выраженная потливость, особенно скальпа в области затылка. Клейкий пот раздражает кожу, появляется зуд, ребенок трется головой о подушку и, как следствие, появляется облысение затылка-характерный признак начинающегося рахита.
Важным симптомом рахита со стороны нервной системы является гиперестезия. Часто при попытке взятия на руки ребенок плачет, беспокоится.
При тяжелом рахите изменения ЦНС: общая двигательная заторможенность, дети становятся малоподвижными, медлительными, затрудняется выработка условных рефлексов.
Далее появляются изменения в мышечной системе в виде гипотонии мышц туловища и тазового пояса в первую очередь и, как следствие, -отставание в моторном развитии.
Изменение костей черепа в виде остеомаляции-краниотабес-участков размягчения костей черепа, чаще теменных костей, реже затылочной кости, размягчение краев большого родничка и швов.
Проявления остеоидной гиперплазии костей черепа: увеличение лобных, теменных, затылочных бугров, деформации черепа (уплощение костей в затылочной области, «квадратная» голова и др.)
Нарушение соотношения между верхней и нижней челюстями.
Позднее закрытие большого родничка, нарушение прорезывания зубов (несвоевременное, неправильное), дефекты эмали зубов, склонность к кариесу.
Деформации позвоночника.
Вот почему так важно своевременно назначить ребенку специфическую и неспецифическую профилактику рахита!
Врач-невролог, КМН Р.С.Трифонова
ГБН - наиболее часто встречающиеся головные боли у детей школьного возраста. Чтобы снизить интенсивность болей и максимально оградить от рецидивов, соблюдайте простые правила, которых очень легко придерживаться:
- У ребенка должен быть четкий режим дня.
- Питание своевременное, полноценное. В рационе у ребенка должны быть обязательно мясо, рыба, сливочное масло, молочные продукты, фрукты.
- Регулярные прогулки на свежем воздухе, гимнастика.
- Ограждение ребенка от стрессов и переутомлений.
- Проветривание детской комнаты, соблюдение гигиенических норм: температура воздуха должна быть не выше 18-20 градусов, влажность не менее 60 %.
- Обстановка в семье должна быть максимально комфортной для детей. Очень часто головные боли у детей возникают в моменты родительских ссор. Головная боль у ребенка возникает как результат стресса (а ссора родителей – это всегда колоссальный стресс для ребенка).
- Общение и участие в жизни маленького члена семьи.
- Активный образ жизни, занятия спортом, плаванием, любимым занятием, хобби.
- Ограничение в компьютерных играх и многочасовых посиделок у телевизора.
Если чадо страдает от частых головных болей, он должен регулярно наблюдаться у невролога. Особенно это касается детей в возрасте 7 лет. Начальная школа полностью меняет распорядок дня, психическое и эмоциональное состояние школьника. Чрезмерные умственные нагрузки должны быть скорректированы лечащим врачом и распределены рациональным образом.
Подготовила
Врач-невролог, к.м.н. Р.С.Трифонова